Кто больше всех платит жителям Хакасии

Дата публикации: 28 июня 2017 года в 22:15.
Категория: Экономика.

Хакасия имеет пристойный уровень средней зарплаты, занимая по этому показателю 4-е место среди регионов Сибири. Местные власти также любят повторять, что республика на 8-м месте в стране по темпам роста промпроизводства. Но анализ показывает, что благодарить за все это надо единственную отрасль – угольную. Именно она вытаскивает Хакасию на высокие места.

По сведениям Госкомстата, на 1 июня нынешнего года средняя заработная плата в Хакасии составила 32 тысячи 119 рублей. Республика по этому показателю оказалась на почётном 4 месте среди сибирских регионов.

Для сравнения:

Красноярский край – 36430 рублей,

Иркутская область – 34967,

Томская область – 34027,

Хакасия – 32119,

Алтайский край – 20779.

Вроде бы, есть чему радоваться, но многих жителей региона эта сумма возмутила. «Где это 32 тысячи у нас получают?» - недоуменно вопрошают пользователи соцсетей.

Мы разобрались, откуда работники статистики берут свои данные.

Специалисты особо подчеркивают слово СРЕДНЯЯ. И говорят, что у нас есть весьма успешные угольные компании, цветная металлургия и энергетика. Плюс развитая торговая сфера и строительство.

ДВА КРИЗИСА, ДВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Сейчас будет небольшое отступление, но вы не бойтесь – это не долго, и не больно. Напомним, за последние 10 лет Россия прошла через два экономических кризиса. Первый случился в 2009 году, когда ВВП страны за год упал сразу на 8%. Но это падение было краткосрочным - уже в 2010 году экономика вышла на рост в 4%.

Второй спад начался в 2014 году, за последующие два года ВВП просел в общей сложности на 6%, и только сейчас обозначился слабый рост.

После первого кризиса наиболее легко восстановились добывающая промышленность (что было связано со взлетом цен на нефть) розничная торговля и финансовый сектор (банки). При этом обрабатывающие производства упали существенно сильнее ВВП (что привело к их скрытому затяжному кризису).

Сейчас все иначе. Самый большой рост показывает сельское хозяйство. Пошли верх обрабатывающие производства. Добывающий сектор тоже приподнялся, но не так сильно, как после первого кризиса. А вот обороты розничной торговли продолжает падать (минус 11,4% в сравнении с 2014 г.). У банкиров тоже все далеко не в шоколаде (-3,8%).

Тот факт, что сейчас сильнее всех упала торговля, говорит о том, что в этот кризис фокус господдержки поддержки сместился с доходов населения на производства. В прошлый раз финсектор рос, в этот раз - переживал кризис вместе со всеми. В этот раз умудрились даже обеспечить небольшой рост в секторе образования, в прошлый раз оно «сыпалось» сильнее общего уровня.

А рынок труда - следовательно и зарплаты – лишь отражение общей экономической ситуации.

МЕСТНАЯ СПЕЦИФИКА

Хакасский рынок труда сейчас в целом подтверждает отмеченную экспертами разницу между двумя кризисами. Но с поправкой на региональную специфику. Как сказано выше, в целом по стране после (или вследствие) кризиса больше всего выросли агропромышленный комплекс (АПК) и обрабатывающие отрасли и только в третьих – добыча полезных ископаемых.

В Хакасии расклад иной, здесь в лидерах роста - добыча полезных ископаемых, АПК и выработка электороэнергии.

Это объясняется тем, что обрабатывающий сектор в Хакасии никогда не занимал большой доли, а в постсоветский период упал до несущественных значений.

При этом экономические локомотивы середины нулевых - торговля и строительство – сейчас в глубоком упадке, что в целом по стране, что у нас. Новых рабочих мест в этих отраслях не появляется вообще, а в тех, что есть - режут зарплаты.

Также в «плохие работодатели» в последние два года в Хакасии попала госслужба. Бюджетные проблемы привели к тому, что слугам государевым стали регулярно задерживать зарплату. И проблема, увы, до сих пор не рассосалась.

Глава Хакасии сейчас часто повторяет, в том числе перед Путиным, что в 2016 году республика вошла в семерку регионов с самыми быстрыми темпами промпроизводства.

Но тут есть нюансы. Основной (а правильнее сказать весь) прирост дали только две отрасли – выработка электроэнергии и добыча угля. Выпуск алюминия в Хакасии не вырос, а отгрузка железной руды просто рухнула.

Также важно отметить, что рост выработки электроэнергии в прошлом году объяснялся очень хорошей наполненностью водохранилища СШ ГЭС. Но погода – дело капризное. Может статься, что в этом году дождей и воды в водохранилище окажется меньше и выработка на ГЭС покажет спад.

СШ ГЭС

Власти Хакасии очень рассчитывают на строительство еще одного алюминиевого завода («Проект ХАЗ-2»). Но это - пока планы. Нет полной гарантии, что они осуществятся, а если и да – то новый завод заработает отнюдь не завтра.

Кроме того, этот завод мало что добавит на рынке труда. Современное алюминиевое производство – оно малолюдное. Так что трудоустроено будет всего 200-300 человек.

Строительная отрасль в Хакасии, как и по всей стране сейчас в глубоком спаде. Торговля тоже.

В итоге получается, что активно растут у нас сейчас только угольщики, которые в 2016 году дали прирост добычи в 2 млн тонн! Они же единственные, кто постоянно набирает работников на места с высокой зарплатой. Общее число занятых на угледобыче в Хакасии сейчас превышает 14 тысяч человек. Вот их доходы и выводят среднюю по региону зарплату на "средние по больнице" 32 119 рублей.

Виктор Зимин: «Хакасия входит в ведущую пятерку регионов страны по разработке и добыче каменного угля. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры и стабильный рост цен на уголь, привлекают в регион новые российские и иностранные инвестиции, а география продаж, учитывая выгодное расположение Хакасии, позволяет экспортировать сырье как в Европу, так и в страны АТР».

КОМУ ВЕЗЕТ

Вот показатели грузоперевозок на Красноярской магистрали за январь-май 2017 года, очень наглядно демонстрирующие, что у нас на самом деле растет, а что падает.

В целом за первые пять месяцев 2017 года промышленные предприятия Красноярского края и Хакасии отправили по железной дороге 34,9 млн тонн различных грузов. Это на 10,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Положительная динамика погрузки отмечена по следующим номенклатурам:

уголь – 22,7 млн тонн (+18,2% к аналогичному периоду 2016 года);
– руда цветная – 2,6 млн тонн (+8,3%);
– лесные грузы – 1,8 млн тонн (+3,9%);
– цветные металлы – 657 тыс. тонн (+3%);
– промсырье – 358,5 тыс. тонн (+6,5%).

При этом отмечено снижение перевозок следующих видов продукции:

- Железной руды. За пять месяцев 2017 года со станций магистрали отправлено 299,3 тыс. тонн этого вида сырья, что на 34,8% ниже аналогичного периода прошлого года.

- Нефти. В сравнении с прошлым годом ее отгрузка упала на 4,3% до 4,3 млн тонн;

- Зерна. Снижение на 1,9% до 228,5 тыс. тонн;

- Стройматериалов. Тут просто катастрофа. Отгружено всего 441,7 тыс. тонн, что на 40,9% (!) меньше, чем в прошлом году.

В целом грузооборот Красноярской магистрали за январь-май 2017 года увеличился на 5,4% и составил 52 млрд тонно-километров.

РУБЛИ И ПРЯНИКИ

Руководство хакасских угледобывающих разрезов просит не публиковать данные об уровне заработков на конкретных предприятиях. Поэтому я скажу, что в среднем люди на разрезах сейчас получают порядка 40 тысяч рублей, что уже заметено больше средней по региону зарплаты. При этом лучшие экипажи экскаваторов и водители карьерных самосвалов, которым начисление идет от выработки, получают значительно больше – от 60 до 80 тысяч.

Но высокие рублевые доходы – это еще не все. Горнякам полагается еще и внушительный соцпакет, гарантированный государством. Также крупные компании предоставляют и дополнительные корпоративные льготы свои сотрудникам.

Автор материала недавно был свидетелем показательного диалога между горняком-ветераном, полным кавалером знака «Шахтерская Слава» Алексеем Девяшиным и заместитель гендиректора по производству разреза «Степной» Юрием Морозовым.

Девяшин посетовал, что горняцкая работа не из легких. Тогда заместитель гендиректора, обращаясь к ветерану, спросил:

- Алексей Алексеевич, ты же знал, что для выработки льготного горного стажа тебе на разрезе нужно было всего 12,5 лет отработать. А дальше можно уходить с почетом и гарантированной пенсией. А ты сколько отработал – больше сорока лет?

Девяшин ответил:  

- Я бы, может, и ушел после 12,5 лет. Но некуда было уйти, чтобы такую же зарплату, как здесь, получать.

Морозов горячо подхватил:

-  И сейчас такая же ситуация! Человеку говорят: все, парень, стой. Ты свой трудный горный стаж выработал, уходи куда полегче. А он в ответ: а зарплата в полтора-два раза выше средней по региону? А соцпакет, а льготы, а стабильность?! Где еще я все это найду? Оценивает все и говорит – лучше я еще на разрезе поработаю.

Из беседы с начальником службы персонала разреза «Степной» Вячеславом Солянковым.

- Вячеслав, вы сказали, что текучесть кадров на предприятии минимальна. За счёт чего удается это обеспечивать?

- В нашем деле любая текучесть неизменно сказывается на стабильности работы. Чтобы человек был эффективен, он должен быть квалифицированным специалистом, и за это получать достойную зарплату и хороший социальный пакет. Только так он будет работать с полной отдачей. В нашем коллективе царит доброжелательная атмосфера. Руководство предприятия внимательно относится к проблемам всех работников, обеспечивает хорошие бытовые условия. У нас сложилось много трудовых династий. И там, где когда-то работал отец, через некоторое время можно увидеть сына, а то и внука. Ну и корпоративная политика тоже вносит свой вклад в закрепление кадров.

- А какова она?

- Раз в три года мы компенсируем нашим сотрудникам и членам их семей дорогу до места отдыха и обратно в пределах России. Ну и бесплатный пайковый уголь, конечно, нашим людям выделяем. А если это благоустроенная квартира, то мы компенсируем часть расходов на ЖКХ. Отмечу и дополнительные выплаты для членов Профсоюза, которые отработали в углепроме больше 10 лет. За каждый год работы человеку начисляется дополнительно 15% к его заработной плате. Это разовая выплата. Её используют при получении права выхода на пенсию.

ТИПИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Вот история молодого водителя 130-тонного карьерного БелАЗа Виталия Гладких – его прошлое, настоящее и будущее.

- По основному своему образованию я преподаватель игры на фортепиано. Окончил музыкальную школу и колледж. Играл ночами на саксофоне в ресторанах. Но жена такую работу не одобряла, поэтому с шоу-бизнесом пришлось расстаться. А потом я и брусчатку клал, и на мебельной фабрике поработал, и маршрутку водил. Чем только ни занимался, пока на «Степной» не попал, - рассказывает Гладких.

- Я сначала на «малыша» сел, это БелАЗ на 55 тонн, и когда мимо проходил 130-тонник, то сердце сжималось. Страшно было. А теперь бок о бок легко расходимся. Не замечаю даже. До автоматизма всё уже отточено, - добавляет Виталий.

Виталий Гладких

Теперь он – опора разреза, представитель его золотого кадрового фонда. Подобные люди на любых угольных предприятиях в большом почёте.

Сейчас Виталий раздумывает над получением высшего образования.

- Я в школе увлекался математикой и физикой, в олимпиадах участвовал, - пояснил он. - Поступал в технический вуз, но на бюджетное место не прошел по конкурсу. А учиться на платном не мог. Семья у нас была небогатая, кроме меня еще три брата. Вот и отправился в музыкальный колледж, благо музыкальная школа была за спиной. Но сейчас подумываю поступать на заочное отделение и получить высшее образование, чтобы появилась возможность для карьерного роста уже здесь, на разрезе. Только пусть дети сначала подрастут, а то у меня их двое и оба пока маленькие, - говорит Виталий.

Присутствовавший при этой беседе начальник службы персонала Вячеслав Солянков тут же заверил, что компания «Русский Уголь» всячески поддерживает стремление своих сотрудников к получению нужного в деле образования, и Виталию обязательно в этом помогут.

ЛЮДИ ГОВОРЯТ

Весной этого года в селе Солнечное Усть-Абаканского района Хакасии состоялись общественные слушания, темой которых стали планы увеличения угледобычи на расположенных поблизости разрезах «Черногорский» и «Степной».

В ходе бурно проходившего собрания выявилось, что большой интерес сельчан к перспективам роста угледобычи имел двоякий характер. С одной стороны люди, в основном пожилые, тревожились о том, что их жизнь станет беспокойнее от увеличения числа промышленных взрывов и работы тяжелой техники. А вот местная молодежь ожидающемуся росту скорее радовалась и просила уже о другом – дать им работу на разрезах. Молодые жители деревни Курганной и села Солнечного говорили, что в селах много безработных, особенно среди женщин, и все будут очень рады, если появятся новые вакансии.

Автора материала, который был на том собрании, особо впечатлило, что работать на разрезы просились девушки и женщины!

СУЭК

В ответ главный инженер разреза «Черногорский» Сергей Радионов напомнил, что сегодня на разрезах «Черногорский и «Абаканский» компании СУЭК трудятся 109 жителей Усть-Абаканского района. Что до женщин, то в этих предприятиях они работают на самых разных специальностях, вплоть до водителей карьерных самосвалов - уже 23 дамы водят огромные БелАЗы!

Это сообщение вызвало большое оживление среди прекрасной части аудитории.

Жители Хакасии знают, что получить работу на угольном разрезе – это гарантия, как минимум, безбедной жизни. Поэтому желающих стать горянками хватает.

Георгий Зырянов из Абакана, состоит на учете в центре занятости населения. Хотел бы пойти на курсы экскаваторщиков, водителей фронтального погрузчика или бульдозеристов, чтобы устроиться на угледобывающее предприятие. Но пока центр занятости не обучает таким рабочим специальностям. Появится ли возможность получить такую профессию?

Отвечает Ольга Картина, советник отдела информационной политики регионального госкомитета по занятости населения:

- Возможность такая будет. Сейчас на сайте госзакупок проходит аукцион на госкотракт по обучение семи человек по специальности экскаваторщик. Когда мужчина придет в центр занятости на перерегистрацию, он должен сказать, что претендует на обучение.

Перечень наиболее востребованных профессий (специальностей) на рынке труда Хакасии с указанием средней заработной платы на 1 июня 2017 года

 

Наименование профессии (должности)

Кол-во рабочих мест и вакантных должностей

Средняя заработная плата,
руб.

 
 

ДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 
 

Моторист (машинист)

20

47 500,00

 
 

Механик-водитель

90

36 000,00

 
 

Механик

109

35 522,00

 
 

Машинист буровой установки

14

33 571,00

 
 

Машинист экскаватора

14

31 410,00

 
 

Электрогазосварщик

71

31 027,00

 
 

Мастер

15

27 042,00

 
 

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

17

25 423,00

 
 

Машинист бульдозера (Горные и горнокапитальные работы)

15

24 169,00

 
 

СТРОИТЕЛЬСТВО

 
 

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

30

32 000,00

 
 

Плотник

26

23 750,00

 
 

Бетонщик

52

23 365,00

 
 

Маляр

20

22 000,00

 
 

Штукатур

20

22 000,00

 
 

Каменщик

286

13 601,00

 
 

ПРОЧЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

 
 

Водитель автомобиля

536

29 398,00

 
 

Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования

12

24 000,00

 
 

Швея

14

12 857,00

 
 

Уборщик производственных и служебных помещений

14

11 133,00

 
 

МЕДИЦИНА

 
 

Врач

268

20 543,00

 
 

Медицинская сестра палатная (постовая)

19

16 000,00

 
 

Фельдшер

34

14 917,00

 
 

Медицинская сестра

80

13 931,00

 
 

ОБРАЗОВАНИЕ

 
 

Учитель (преподаватель) иностранного языка

12

15 520,00

 
 

Воспитатель

13

15 244,00

 
         

В первом блоке («добывающая промышленность») приведены вакансии, предлагаемые на разрезах. Сразу отметим, что указанная рядом с ними зарплата – это лишь стартовый вариант. По принципу: «это тебе, парень, до тех пор, пока ты как следует специальность не освоишь». К тому же, как сказано выше, угольщики работают на сдельщине, и размер их дохода прямо зависит от выработки. И потолка, кстати нет.

Александр Бортников

Новости по теме