Браконьеры уничтожили шесть из восьми барсов в Саяно-Шушенском заповеднике. Причина - смена руководства заповедника
Дата публикации: 9 июля 2014 года в 12:40.
Категория: Криминал.
Самка Снежного Барса с петлей на шее
Осенние учеты 2013 года выявили стремительное сокращение наиболее изученной популяции ирбиса в Алтае-Саянском Экорегионе. Из 8 животных, которые обитали на территории заповедника еще в начале 2013 года, учеты выявили лишь 3 особи, из которых 2 были обнаружены на территории заповедника, а одна за его пределами на сопредельной территории. Надежда на то, что барсы откочевали и весной вновь появятся в привычных местах, где их наблюдали на протяжении ряда лет, не оправдалась.
Более того, весенние учеты 2014 года выявили лишь две особи на территории заповедника, а самец с поврежденной задней лапой, постоянно наблюдавшийся в течение зимы на сопредельной территории, исчез. Самой большой утратой стала потеря самки с двумя котятами, которая постоянно приносила потомство, тем самым поддерживая стабильную численность ирбисов на территории заповедника в количестве 7-8 особей на протяжении ряда лет.
Основной причиной исчезновения ирбисов на территории заповедника, по мнению специалистов, является петлевой промысел кабарги. Барс в этом случае выступает в качестве «прилова», попадая в расставленные на кабаргу петли. Хотя вполне вероятно, что браконьеры специализируются и только на отлове этого хищника, умело расставляя петли на путях его переходов. Доказательством петлевого отлова барса является тот факт, что исчезнувшая самка все лето 2013 года ходила с петлей на шее. Попытка отловить самку, чтобы освободить ее от петли, и тем сохранить жизнь ей и ее котятам не увенчалась успехом. К моменту организации отлова она уже исчезла.
К сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что смена руководства заповедников порой не приводит к улучшению их работы. Если еще два года назад, активная деятельность межведомственной антибраконьерской группы «Ирбис», объединявших инспекторов ряда близлежащих ООПТ, привела к тому, что петли на территории заповедника практически исчезли, то сейчас ситуация в корне изменилась. Деятельность группы «Ирбис», созданной по инициативе Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского Экорегиона при поддержке WWF была свернута новым руководством, а очистке территории заповедника от петель браконьеров и вовсе перестало уделяться внимание.
Результат не замедлил сказаться, и уже через год популяция ирбиса сократилась вдвое, а сейчас и вовсе уменьшилась до критического уровня. И это притом, что благодаря значительному росту бюджетного финансирования со стороны МПР и финансовой поддержке Русского Географического Общества численность инспекторского состава в заповеднике выросла, а оснащенность техническими средствами является наилучшей среди ООПТ региона.
Что будет дальше происходить с популяцией снежного барса на территории Саяно-Шушенского заповедника и его охранной зоны сказать сложно, во всяком случае, на оптимистичный сценарий ее восстановления в ближайшее время рассчитывать не приходится. Руководство заповедника, прекрасно зная о сложившейся ситуации, вместо того, чтобы принять незамедлительные и главное эффективные меры по сохранению оставшихся двух особей, всячески старается скрыть распространение информации за пределы заповедника.
Так, например, был отстранен от работ по мониторингу барса, единственный сотрудник, который занимался его изучением на протяжении 6 лет и благодаря результатам исследований которого, удалось впервые в регионе получить снимки барса, выяснить достоверную информацию о численности животных, провести их паспортизацию и выяснить структуру популяции на территории заповедника.
В Саяно-Шушенском заповеднике впервые в Алтае-Саянском регионе были использованы фотоловушки для мониторинга популяции снежного барса. Многолетние исследования с использованием этого метода позволили специалистам заповедника идентифицировать 13 особей, обитавших постоянно на его территории в разное время, начиная с 2008 года. Наработанный опыт использования фотоловушек позволил распространить этот метод учета на территории региона и сейчас он широко используется на Алтае, в Туве и в Бурятии. Конечно, основным методом учета ирбиса по-прежнему является учет следов жизнедеятельности, но метод фотоловушек является существенным подспорьем в идентификации конкретных особей и изучении их поведенческих реакций. В настоящее время специалистами региона идентифицировано в общей сложности 30 особей снежного барса (13 в Красноярском крае, 9 в Туве и 8 на Алтае), не считая тех, которые наблюдаются эпизодически, и по которым пока нет достаточно данных для их идентификации.
Путин и барс по кличке Монгол
Напомним, в марте 2011 года Владимир Путин, занимавший тогда пост главы правительства России, побывал в Хакасии и познакомился со снежным барсом по кличке Монгол.
Путин решил посмотреть на то, как идет изучение снежного барса, и понять, насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на соответствующую программу.
Прибыв на снегоходе на территорию заповедника, Путин познакомился с представленной ему учеными экспедиции программой изучения и мониторинга популяций ирбиса в Южной Сибири. Главе правительства рассказали об итогах первого этапа экспедиции и показали видеоролик о сборе биологических образцов недавно пойманного ирбиса по кличке Монгол и закреплении на нем ошейника со спутниковым передатчиком ГЛОНАСС.
Путин и барс по кличке Монгол. Фото пресс-службы правительства РФ
После этого премьеру показали и самого снежного барса, который был отловлен за несколько дней до этого для лечения от травм, нанесенных браконьерской петлей.
Фото пресс-службы правительства РФ
После отлова и осмотра у Монгода был обнаружен шрам на шее от браконьерской петли, а также воспаленные раны на морде и плечах. Изучив фотографии с фотоловушек, ученые сделали вывод, что с петлей на шее барс ходил примерно полгода. А другие травмы он получил в драках с другими самцами барсов в период гона.
Фото пресс-службы правительства РФ
Тщательно изучив состояние зверя, сотрудники экспедиции приняли решение пролечить хищника с помощью уколов антибиотиков в течение нескольких дней — перед тем, как отпустить его на волю в ошейнике с системой ГЛОНАСС. После отлета Путина барса отвезли обратно на место отлова и — уже с ошейником — выпустили.
Фото пресс-службы правительства РФ