Разоблачение фейка про российские инвестиции на Украину
Дата публикации: 3 марта 2017 года в 17:57.
Категория: Экономика.
Если сказать совсем просто, то никаких реальных вложений в украинские активы из России не было. Наши бизнесмены не идиоты, чтобы выбрасывать деньги на ветер.
А «российские инвестиции» в украинской экономической статистике появились лишь из-за особенностей финансового учета. На самом же деле российские банки забирают себе в собственность те украинские предприятия, которые не могут выплатить им долги. При этом настоящие физически деньги границу России и Украины не пересекают.
Подробности изложили на портале «Афтершок».
Вот что говорят сухие цифры из свежего релиза Госкомстата Украины:
1. В 2016 году Украина получила иностранных инвестиций на $4,4 млрд..
2. Из низ Россия вложила $1.67 млрд, или 38% от общего объема, вырвавшись на первое место среди стран-инвесторов в украинскую экономику.
3. Для сравнения - в 2013 году (последний год Януковича) Украина получила инвестиций на $3,7 млрд, где доля России составила всего $0.5 млрд (13.5%). То есть рост инвестиций России в 2016 оказался более чем втрое больше относительно последнего года Януковича (и в номинальном выражении, и в долевом).
А теперь следите за руками!
Сразу стоит отметить, что основная часть этих российских «инвестиций» пришлась на финансовый сектор, т.е. это не строительство новых предприятий, а обложение существующих ссудным процентом с последующим отжимом за долги.
Немного статистики
Формальный рост российских инвестиций объясняется тем, что «дочки» российских банков (ВТБ Банк, Проминвестбанк, Сбербанк) в минувшем году провели докапитализацию путем конвертации кредитных линий материнских банков в уставные капиталы… из общего объема инвестиций в Украину в размере $4,406 млрд на финансовую сферу пришлось 64% - $2,825 млрд.
Вопрос, конечно, интересный, какая доля кредитов российских банков уже конвертирована в уставные капиталы. Полагаю, что больше 64%, ибо к западным банкам отношение у Киева должно быть лояльнее и им должно быть проще выводить свои деньги.
Основные понятия
Некоторые спросят: а что это за конвертации кредитных линий материнских банков в уставные капиталы такая?
Схема простая:
- предприятие не смогло вернуть кредит банку;
- банк в счёт кредита получает долю в уставном капитале предприятия. И вот этот «переучёт» кредита в уставный капитал учитывается, в отличие от кредита, как «прямые иностранные инвестиции»! Реально предприятие никаких денег не получает, зато частично или полностью переходит в собственность кредитора. При этом вложения средств (в виде кредитования) могли произойти несколько лет назад, а перерегистрация в качестве прямых инвестиций только сегодня, хотя никаких новых денег не вкладывается.
Зачем это нужно?
«Переучёт» кредита как прямых инвестиций имеет смысл в некоторых случаях:
- предприятие-должник является необходимым элементом бизнеса банка и/или зависимых от него предприятий;
- предприятие испытывает временные трудности и есть надежда, что в обозримом будущем вложения начнут приносить прибыль, а банкротство не приведёт к получению средств, достаточных для погашения кредита;
- при банкротстве предприятие банку, по разным обстоятельства достанется очень мало или совсем ничего.
Как это делается в России по российским законам – смотрите тут. (Толково изложено, рекомендую).
Но на Украине ситуация сейчас, мягко говоря, специфичная. И здесь не получается действовать так же, как в нормальных странах.
Так давайте банкротить!
К примеру, сейчас есть и такие люди, кто понимает природу этих «прямых инвестиций» и всё равно возмущается. Они считают, что украинским предприятия-должники следует обанкротить. Вероятно, эта часть возмущённой общественности предполагает, что предприятие после объявления банкротства будет продано на металлолом, а в Россию уйдут хотя бы малая часть денег – с паршивой овцы хоть шерсти клок.
В реальности же предприятие никуда не денется. В условиях современного беззакония на Украине легко организовать торги по банкротству так, что организация-должник будет продана буквально за 3 копейки. В итоге российский банк получит – формально-юридически безупречно – свою малую долю с этих торгов. И не менее формально-юридически безупречно предприятие в руках нового владельца станет финансово чистеньким – ровно ноль долгов. Можно «начать новую жизнь с понедельника». И вот как раз в такой ситуации мы и будем иметь, по факту, подарок для того или иного киевского олигарха или нацистского главаря.
В конце концов, кто в воюющей и резко обедневшей стране способен и хочет заплатить серьёзные деньги хоть за что-то? Вон, знаменитый Одесский припортовый завод три года назад стоил $1 млрд. С сегодня его никто ни за какие деньги не купит, разве что по цене металлолома.