Глава Киргизии приедет в Хакасию, которую он считает своей территорией
Дата публикации: 5 сентября 2017 года в 11:44.
Категория: Политика.
Алмазбек Атамбаев, президент Киргизии
На официальном сайте президента Киргизии сообщается, что визит Атамбаева в два сибирских региона запланирован на осень. В Хакасии и на Алтае президент намерен обсудить не только вопросы жизни своих мигрантов, но и уделить внимание истории сибирских кыргызов.
«Несмотря на то, что фамилии их звучат по-другому, они – кыргызы», - заявил Атамбаев. Кыргызы исторически проживают не только в Кыргызстане, но и на территории от Сибири до Синьцзяня», - добавил он.
Отметим, что на состоявшейся в конце июня встрече с Владимиром Путиным в Москве президент Киргизии выпросил себе разрешения побывать осенью в Сибири. В Кремле эти визиты Атамбаева согласовали. Но создается впечатление, что власти Хакасии еще не в курсе, что к ним вот-вот нагрянет глава иностранного государства.
БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
С одной стороны, визит главы Киргизии в Хакасию вроде бы честь для властей региона. С другой стороны, именно в отношениях с этой страной у Хакасии не все гладко. Проблема в том, что в официальной идеологии нынешнего Бишкека территория Хакасии рассматриваются как «исторически киргизская». И неважно, что Киргизия, как государство впервые появилось только в 1991 году. Нынешняя киевская хунта тоже не заморачивается реальной историей и громко заявляет о неких «протоукрах», которые еще три тысячи лет назад учили жить и обжигать горшки античных египтян и греков с римлянами.
Сходный с украинским взгляд Бишкека на российские регионы и их жителей – бомба замедленного действия. А приезд главного киргиза в Хакасию, в принципе, может ее активизировать.
Напомним, что два года назад у нас уже возникал острый конфликт по поводу своеобразного взгляда нынешних властей Киргизии на историю Хакасии.
Власти бывшей советской, а ныне суверенной Кыргызской Республики еще в 2014 году начали продавливать проект строительства в Хакасии памятника своему национальному герою Барсбеку. Но есть нюанс. Этот деятель раннего средневековья, по мнению ученых, не имеет никакого отношения к нынешнему киргизскому государству. Более того, попытка Бишкека «присвоить» его, несет в себе политическую и культурную мину замедленного действия.
С оценкой исторических личностей всегда непросто. Деяния некоего деятеля могут быть хороши и полезны с точки зрения его народа и государства. Но для других стран и народов те же действия будут выглядеть сущим безобразием.
Так, мы очень уважаем Петра I за то, что он громил шведов и турок. Но нетрудно догадаться, что шведам и туркам Петр Великий не столь симпатичен.
В итоге появилось неписаное, но всеми соблюдаемое правило: чествуйте своих героев на своей территории. А в чужом монастыре будет другой устав и другие герои.
Поэтому в России не ставят памятников хану Батыю и Стефану Баторию; армяне и грузины не воздвигают монументов в честь Тамерлана; в Стамбуле не найдешь почетных бюстов Екатерины II и князя Потемкина; а в Париже нет площади имени Кутузова.
Но иногда все происходит наоборот – за одного и того же героя начинают спорить разные страны, каждая из которых считает его своим.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
А теперь о Барсбеке (Барс-Бек, Барс-бег). Жил он на рубеже VII-VIII веков и прославился, как создатель и правитель недолго просуществовавшего Каргызского каганата.
Барсбек родился во второй половине VII века. Изначально имел титул бека то есть был военным предводителем и чем-то вроде наместника-губернатора одной из провинций Второго тюркского каганата. Отметим, что Барсбек не являлся каким-то там «наемным менеджером», а входил в родовую аристократию Второго тюркского каганата и был женат на дочери его правителя Капаган-кагана.
Но в какой-то момент Барс-бек объявил себя «каганом» (ханом ханов) енисейских кыргызов в Хакасско-Минусинской котловине, что означало претензию на полный государственный суверенитет.
Правители Второго тюркского каганата, с точки зрения которых Барсбек был чистой воды «сепаратистом», на некоторое время даже согласились с существованием нового государства.
Но получением самостийного статуса Барсбек не удовлетворился и повел активную внешнюю политику, направленную против бывшей метрополии. Барс-каган решил посоперничать со Вторым тюркским каганатом в борьбе за господство в Центральной Азии.
В 709 году Барсбеку удалось сколотить мощную антитюркскую коалицию, куда, кроме кыргызов, вошли Танская империя и Тюргешский каганат. За это тюрки сочли Барсбек-кагана своим злейшим врагом и организовали на кыргызов поход. Зимой 710-711 они в двух сражениях разгромили войска Барс-кагана, и сам он погиб во втором из этих сражений в долине реки Сом. Тела Барсбека после битвы не нашли. Возможно, победители его уничтожили, либо специально захоронили так, чтобы над могилой не осталось никаких знаков.
Но на пике могущества возглавляемый Барсбеком каганат (государство енисейских кыргызов) насчитывал до полумиллиона человек населения, не считая зависимых племен, которые платили дань кыргызам.
ДЕЛА НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЕННЫЕ
После распада СССР среди прочих новоиспеченных государств образовалась и самостоятельная Киргизия – Кыргызская Республика. Страна существует с 31 августа 1991 года, однако же местные власти и ученые утверждают, что история их государственности тянется через века. А именно – с того самого основанного Барсбеком Кыргызского каганата.
На сегодня в Киргизии Барсбек герой однозначный и почитаемый. По официальной бишкекской историографии, недолгий период существования Кыргызской государственности на Енисее в эпоху Барсбек-кагана сыграл ключевую роль в истории кыргызского этноса. А некоторые исследователи утверждают, что именно Барсбек был прототипом самого Манаса – центрального персонажа одноименного киргизского эпоса.
А вот с точки зрения жителей Хакасии и научного сообщества России – все не так однозначно. Весьма авторитетные ученые считают, что нынешние киргизы вообще не имеют отношения к Барсбеку и народу, которым он правил.
Об этом «АИС» рассказал археолог, историк, главный хранитель Хакасского Национального музея Игорь Таштандинов.
«Прежде всего, нужно разделять хакасов, которые являются прямыми потомками кыргызов VII века и населяющих нынешнюю Кыргызскую Республику тяньшаньских киргизов. По сути – это разные культуры и разные этносы», - подчеркнул Таштандинов.
Ученый рассказал, что еще в 1950-е годы работала Киргизская комплексная археолого-этнографическая экспедиция под руководством академика Бернштама. Ее целью было выяснить этногенез тяньшаньских киргизов. Но четкого ответа, как они возникли, до сих пор нет.
Одна из версий такова. В северо-западной Монголии в конце 1 тыс. лет до н. э. существовал этнос под названием «кыргыз». Свидетельством их пребывания осталось озеро Кыргыз-нур и курганы, которые монголы называют «керексурами» – кыргызскими могилами. Но в 1 веке до н. э. этот этнос разделился. В период гуннского владычества часть кыргызов переселилась в долину Среднего Енисея на территорию нынешней Хакасии, где они вместе с динлинами-тагарцами дали начало таштыкской культуре эпохи раннего средневековья, которая плавно переросла в культуру средневековья, одной из ярких фигур которого и был Барсбек.
Тюрки разгромили созданное Барсбеком государство, сам он погиб и где похоронен – неизвестно. Однако его сыновьям, которые являлись внуками тюркского правителя Капаган-кагана, победители сохранили жизнь и в дальнейшем они продолжили династию.
«Род кыргыз всегда у хакасов считался аристократическим и княжеским, - отметил Игорь Таштандинов. - В настоящее время сохранилось около 60 фамилий относящихся у хакасов к роду кыргыз, и некоторые из жителей Хакасии сохраняют родословные, восходящие к 15 – 16 векам».
А вот тяньшаньские кыргызы, потомки которых составляют основное население нынешней Киргизии, из северо-западной Монголии переселились на Тянь-Шань лишь после монгольского нашествия, - отметил историк.
Таким образом, исходный пра-этнос кыргызов разделился еще две тысячи лет назад. За такой срок раздельного проживания появились серьезные различия в культуре и языке. Тяньшаньские киргизы относятся к западной группе тюркских языков в отличии от хакасов, которые вместе с другими сибирскими тюрками принадлежат к восточной группе.
«Но самое главное различие лежит прямо на поверхности. Это героический эпос. – подчеркунл Таштандинов. - У тяньшаньских киргизов есть только один эпос – Манас, причем его появление датируется уже пост-монгольским периодом. В отличие от киргизов с их единственным «Манасом», у хакасов сохранилось более 400 героических сказаний, которые, по мнению филологов, восходят к раннему средневековью, то есть появились намного раньше эпоса о Манасе», - отметил хранитель Хакасского национального музея.
«Отметим и то, что один из первых сюжетов эпоса Манас – поход в Китай. А из китайских письменных источников известно, что средневековые хакасы-кыргызы никогда не воевали с Китаем, наоборот были его союзниками», - подчеркнул Таштандинов.
БЫЛО ВАШЕ, СТАНЕТ НАШЕ
«Активное притягивание на себя истории древнехакасского государства – Кыргызского каганата (8 – 12 вв.) – в Киргизии началось после обретения этой страной независимости. Хотя и в советское время были робкие публикации о том, что Енисей есть родина тяньшаньских киргизов. Причем власти Киргизии очень обласкивали, как тогда, а еще более – сейчас, тех тюркологов, которые поддерживали эту теорию – рассказал Игорь Таштандинов. – В результате сегодня в Киргизии тема Среднего Енисея, как исторической родины, стала государственной идеологией».
Отметим, что приписывание себе чужой истории, и даже ее выдумывание характерно для младогосударств. Самый курьезный пример – Украина, где изобрели мифических «древних укров», которые и Черное море выкопали, и с Римом успешно воевали, и даже Христос и Будда якобы – по национальности древние укры. Всему миру смешно, но в Киеве этот бред включают в школьные учебники.
Отметим, что не все недавно родившиеся государства страдают такой исторической «детской болезнью». К примеру, Таджикистан и Узбекистан находятся на месте древних цивилизаций, и им не нужно ничего придумывать и доказывать. Казахстан мудро решил довольствоваться историей половцев. А вот тяньшаньским киргизам, обретшим государственность 24 года назад, не на что опереться, кроме как на историю Кыргызского каганата. К которому они, по большому счету, не имеют никакого отношения.
«Без серьезных научных доказательств, тяньшаньские кыргызы объявили историю хакасского народа своей историей. И сейчас официальные власти в Бишкеке, безо всяких обоснований, только на основе этнонима «кыргыз», требует считать Хакасию их исторической родиной, а героев хакасской истории – своими героями. Вот и выбрали для себя Барс-бека, действительно значимую фигуру в истории Хакасии», - отметил Таштандинов.
Коренные жители Хакасии эти поползновения воспринимают болезненно. Чтобы объяснить их эмоции, приведу еще один пример с Украиной. Приближенные к киевским властям научно-культурные деятели утверждают, что создатель космических ракет Сергей Королев и писатель Антон Чехов – это «украинские» ученый и писатель. Также в число значимых личностей «в истории украинской державы» записаны летчики-асы Иван Кожедуб, Амет-хан Султан и даже первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Кто-то над этим просто смеется, но многие возмущаются. Представьте их реакцию на гипотетическое предложение: воздвигнуть в Mоскве памятник, изображающих Королева с Гагариным в шароварах и вышиванках. А на жовто-блакитном постаменте будет надпись: «Слава Украине! Героям слава!». Нечто подобное, пусть и не в столь гротескном варианте, произошло в Хакасии.
НАШИ ДНИ
В 2013 году ученые из Киргизии заявили, что они, якобы нашли у озера Алтынколь в Бейском районе Хакасии могильник Барс-бека. И на месте его гибели решено поставить мемориальный комплекс. С соответствующей просьбой к правительству Хакасии обратились официальные лица из Бишкека. В июле 2014 года Абакан приезжал даже посол КР в России Болот Джунусов.
Отметим, что наши ученые находку могилы Барсбека не подтверждают. Как пояснил Игорь Таштандинов, у озера Алтынколь действительно найдена древняя стела с именем Барсбека, но это вовсе не говорит о том, что он действительно там похоронен.
И вновь напомним, что причастность нынешней Киргизии к Барсбеку – весьма сомнительна.
Тем не менее, в Бишкеке решили, что на территории Российской Федерации, в Хакасии надо воздвигнуть стелу 3,5 метра высотой и 1,5 метра в ширину. Она должна стоять в аале Усть-Сос в 300 метрах от действующего там хакасского национального музея. Памятник киргизской стороной уже заказан!
Представители Кыргызской Республики (КР) летом 2014 года провели переговоры об установке памятника с главой Бейского района Юрием Курлаевым и заместителем главы Хакасии Владимиром Крафтом. Эти официальные лица от ответа на просьбу киргизов вежливо уклонились: мол, надо разобраться, уточнить и так далее.
А вот жители Бейского района дипломатию соблюдать не стали. Они стихийно и громко выступили против памятника. Во-первых, им не нравится заявка на присвоение местного исторического героя иностранцами. Во-вторых, бейцы заподозрили, что киргизы, которые сейчас рассеяны по району в виде гастарбайтеров, хотят отжать для себя землю, якобы, для культурного центра.
Народ заволновался, чуть до несанкционированных митингов не дошло. Особенно возмущались обитатели аала Усть-Сос, где киргизы нацелились поставить свой памятник. Сельчане (в большинстве своем хакасы), заявили, что в аале уже имеется свой национальный музей, а чужие памятники им не нужны. Такое решение было официально принято на состоявшемся сельском сходе.
Против бишкекской версии памятника Барсбеку высказались местные аксакалы, ученые, деятели культуры и общественники. Они объявили: монумент Барс-беку у нас обязательно будет поставлен, но только без участия киргизов. Поскольку это именно НАШ герой, а не другого государства. Это мнение Совета старейшин родов хакасского народа, жителей республики, регионального Министерства культуры и правительства.
– А кто же тогда был за киргизский памятник? – спросите вы. Таковых было немного. Зато очень активные и шумные.
В Абакане и в Бее установку памятника активно лоббировал Азизбек Чериков – руководитель общественной организации «Менин Кыргызстаны». Он и с главой Бейского района Юрием Курлаевым вел переговоры, и в коридорах правительстве республики пытался решать вопросы. Есть информация, что господин Чериков старался не из одной лишь любви к истории. В случае успеха миссии, в Бишкеке ему пообещали непыльную должность почетного консула в Хакасии. И ради этой «конфетки» Азизбек Чериков убеждал и продолжает убеждать своих бишкекских заказчиков, что в Хакасии вопрос уже почти совсем решен, и все здесь, якобы, поддерживают идею строительства памятника.
Керосину в огонь подлил Стас Угдыжеков, доцент из Хакасского технического института с весьма спорными научными и политическими воззрениями. В 2014 году он был приглашен в Киргизию и там, комментируя проект строительства памятника Барс-беку «от имени всей Хакасии» заявил: «Конечно, стройте! Это замечательная идея. Это герой для Хакасии и Кыргызстана. Культовая фигура!». К этому Стас добавил, что кыргызы в Хакасии уже стали чуть ли не национальным большинством.
Столь незаурядные заявления «российского ученого» Угдыжекова с восторгом цитировали киргизские СМИ. Вот, например, что писала 18 июля 2014 года кыргызская газета «Для Вас» (орфография оригинала сохранена):
«Сегодня состоялась встреча «Актуальные проблемы древней и средневековой истории кыргызов», гостями которой стали ученые из Хакассии, занимающиеся историей кыргызов (Угдыжеков С.А.). По их словам, на сегодня кыргызов в Хакасии 15-30 тысяч человек. В школах республики есть классы, где большинство детей кыргызской национальности. В республике стали появляться представители интеллигенции, духовенства, являющиеся выходцами из КР. Приходит и культура, кыргызский флаг развевается на всех праздниках, ставятся юрты.
Хаккасцы поддерживает инициативу возвести памятник Барс-кагану в городе Абакане. «Это замечательная идея. Это герой для Хакасии и КР. Культовая фигура!» — говорят они.
Оставим на совести бишкекских журналистов и «Хакассию», «хаккасцев» и лихой выверт, в результате которого единственный Стас Угдыжеков превратился в «ученых (много) из Хакассии». А на совести доцента Угдыжекова – заявления про «развевающийся по всей Хакасии кыргызский флаг», «школьные классы из детей-кыргызов» и прочие смешные нелепости.
С невежественных журналистов спрос не велик. Пусть себе радуются, опубликовав без проверки «сенсацию» про 15-30 тысяч обитающих в Хакасии кыргызов. Но специально для доцента, кандидата исторических наук Стаса Удыжекова привожу данные о национальном составе жителей Хакасии по данным переписей населения с 1926 по 2010 год:
Национальный состав
Народ |
1926 год |
1939 год |
1959 год |
1970 год |
1979 год |
2002 год |
2010 год |
Русские |
36,0 (43,4%) |
205,6 (75,3%) |
314,4 (76,5%) |
349,4 (78,3%) |
396,0 (79,5%) |
438,4 (80,3%) |
427,6 (81,7%) |
Хакасы |
44,0 (53,0%) |
45,8 (16,8%) |
48,5 (11,8%) |
54,8 (12,3%) |
57,3 (11,5%) |
65,4 (12,0%) |
63,6 (12,1%) |
Немцы |
… |
… |
10,5 (2,6%) |
10,5 (2,4%) |
11,1 (2,2%) |
9,1 (1,7%) |
6,0 (1,1%) |
Украинцы |
… |
7,7 (2,8%) |
14,6 (3,6%) |
9,5 (2,1%) |
10,4 (2,0%) |
8,3 (1,5%) |
5,0 (1,0%) |
Татары |
… |
3,0 (1,1%) |
3,8 (0,9%) |
3,6 (0,8%) |
4,2 (0,8%) |
4,0 (0,7%) |
3,1 (0,6%) |
Белорусы |
… |
1,6 (0,6%) |
3,6 (0,9%) |
3,2 (0,7%) |
3,5 (0,7%) |
2,6 (0,5%) |
… |
Чуваши |
… |
… |
1,0 (0,5%) |
3,3 (0,7%) |
3,3 (0,7%) |
2,5 (0,46%) |
… |
Мордва |
… |
3,7 (1,4%) |
3,9 (0,9%) |
3,6 (0,8%) |
3,4 (0,7%) |
1,8 (0,3%) |
… |
Азербайджанцы |
… |
… |
… |
… |
… |
1,8 (0,3 %) |
… |
Шорцы |
… |
… |
… |
… |
1,0 (0,2%) |
1,0 (0,18%) |
1,2 (0,2%) |
Показаны народы c численностью более 1000 человек |
Как видим, за последние 84 года киргызов в значимых количествах (больше одной тысячи) в Хакасии не было. И нет никаких данных о том, что за пять лет, прошедших с момента последней переписи, они к нам понаехали на ПМЖ десятками тысяч. Большинство находящихся сейчас в Хакасии киргизов не являются гражданами России, прибыли сюда как гастарбайтеры, зачастую – нелегальные. Судя по сводкам ФМС, во время облав на незаконных мигрантов именно киргизы и узбеки составляют большинство среди иностранцев, которых депортируют за нарушения миграционного законодательства.
Однако же, вброшенные Стасом Угдыжековым фейки про «развевающиеся по всей Хакасии иностранные флаги», спровоцировали такой медийный шум, что когда он дошел до Абакана, в правительстве Хакасии очень встревожились и срочно отправили в Бишкек официальный ответ. «Мол, фигура Барс-бека исторически неоднозначна, ваш памятник в Хакасии дело щекотливое, поэтому рекомендуем вам сначала согласовать этот вопрос с нашими старейшинами и коренными жителями, которые в данный момент категорически против вашего памятника».
На этом все вроде бы успокоилось. Но ненадолго. Ровно через 12 месяцев, в конце июля 2015 года в Серый Дом хакасского правительства пришло письмо от депутата киргизского парламента Канубека Иманалиева. Обращаясь к Главе Хакасии Виктору Зимину, он сообщил: «В соответствии с Вашими рекомендациями кыргызская сторона провела переговоры с представителями научного сообщества и со старейшинами Республики Хакасия, и в результате сторонам удалось достигнуть общего понимания, что установление памятной стелы Барс-беку на месте его предполагаемого захоронения в районе озера Алтынкуль в Хакасии станет важнейшим событием, символизирующим братские отношения между кыргызским и хакасским народами».
Но тут же выяснилось, что написанному верить не стоит. Депутата Иманалиева кто-то ввел в заблуждение. В реальности никаких переговоров не было, никто из официальных киргизов с нашими жителями не общался и, естественно, ни в чем их не переубедил.
Более того, после получения письма от киргизского депутата был вновь проведен сход жителей аала Усть-Сос. И люди вновь единогласно высказались против установки стелы. Аналогичное решение приняли этим летом и в Большемонокском сельсовете Бейского района.
Отрицательное мнение вновь выразило и Министерство культуры Хакасии, основываясь на выводах Совета по культурно-историческому наследию республики. Против памятника высказались и представители научного сообщества, которое, по счастью, не из одного Стаса Угдыжекова состоит.
Так же в официальном ответе хакасских властей на письмо депутата кыргызского парламента говорится, что установка стелы у Алтынского чаа таса, являющегося объектом культурного наследия, нарушит законодательство Российской Федерации в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.
ТЫ ИХ В ДВЕРЬ, ОНИ В ОКНО
Казалось бы, все, что касается памятника Барс-беку нашими властями уже сказано, повторено для особо одаренных, а затем медленно повторено в третий раз для одаренных альтернативно. Но нашлись те, кто все равно не понял.
В августе 2015 года в Бейский район нагрянули киргизские историки, поездили по территории, покрутились около курганов и объявили свой вывод: «Да, все ранее заявленное про могилу Барс-бека обоснованно, памятник должен стоять тут, и нигде больше!».
А теперь, два года спустя в Хакасию прибывает уже целый президент Киргизии. И не исключено, что он вновь поднимет вопрос про Барс-бека, памятник и киргизский культурный центра в Бейском районе.
В общем: «У попа была собака, он ее любил…», а также «на колу мочало, начинай сначала…».
Создается впечатление, что либо киргизская сторона введена в заблуждение деятелями типа Черикова и Угдыжекова и потому не понимает, что старейшины хакасского народа и местные жители не хотят их памятника Барс-беку.
Либо киргизы все прекрасно понимают, но решили игнорировать мнение хакасов и любой ценой продавить строительство своего памятника по дипломатическим каналам в Москве. Также есть информация, что представители Бишкека пытаются пропихнуть этот проект через министра культуры России Владимира Мединского.
А ведь в их плане есть завуалированная заявка на Хакасию, как территорию, якобы, исторически принадлежавшую их предкам.
Будем надеяться, что руководство наших Минкульте и МИДа заметит этот нюанс. Либо перед принятием решения свяжется с Хакасией, чтобы узнать ее мнение.
А у меня есть предложение для федеральных чиновников. В ответ на просьбу киргизов поставить в России памятник Барс-беку, пусть они потребуют, чтобы в Бишкеке воздвигли монумент полковнику Михаилу Григорьевичу Черняеву. Тому самому, который в 1864-1865 годах с отрядом меньше двух тысяч человек при 12 пушках покорил и привел в состав Российской империи огромное Кокандское ханство, в которое входили нынешний Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Полковник Черняев давно заслужил себе памятник. Он был не только блестящий воин, но и настоящий гуманист. Покоренные им среднеазиатские народы признавали, что «русские завоеватели» вели себя с ними в высшей степени уважительно.
Александр Бортников