Казахстан - это затянувшиеся на 30 лет 90-е

Дата публикации: 1 мая 2020 года в 13:20.
Категория: Политика.

Арка в "Парке независимости" г. Шымкента в КазахстанеАрка в "Парке независимости" г. Шымкента в Казахстане

Хочу рассказать вам немного об экзотической и удивительной стране – Казахстане. Просто для контраста, чтобы понять, как сильно сегодня отличается жизнь в разных частях некогда единого Советского Союза. И что могло бы случиться с Россией без Путина.

Занесло меня в город Шымкент. Поскольку с точки зрения туриста город представляет нулевую ценность, расскажу о своих нетуристических (в основном) ощущениях от страны, от людей и о России, которую мы потеряли, как же без этого.

Итак, Шымкент, ранее известный как Чимкент, расположен на юге Казахстана. Это довольно близко к Узбекистану и его столице Ташкенту. Место весьма примечательное – город расположен в низине рядом с горами. Вот они:

В горах есть ледники, которые тают все лето. Чем сильнее печет солнце, тем быстрее тают, поэтому здесь есть вода. Много воды, много солнца – настоящий земледельческий рай. Помимо этого, через город проходят транспортные пути как древние, так и современные. Благодаря этому, с одной стороны, здесь всегда жили люди, причем в весьма комфортных с точки зрения выживания условиях. С другой стороны, через город проходили все завоеватели, которые делали условия выживания крайне некомфортными и регулярно сносили город до основания. Так что туристических достопримечательностей здесь нет. Ближайшая древняя часовня в 50 км от города.

В советское время город был промышленным центром и считался весьма неблагополучным с точки зрения экологии. Предгорья Тянь-Шаня на фото сверху были обычно скрыты смогом от заводов зимой и дымкой от испарения воды летом. Сейчас с экологией полный порядок. Насколько я понял, местные кадры, которые получили работающие предприятия в наследство от советской экономики, использовали их без обновления основных фондов пока это приносило какую-то прибыль. Как только прибыль сокращалась до убытков завод закрывали, а землю отдавали под застройку. Последним закрылся свинцовый завод. Больше работающих промышленных предприятий местные не припоминают, а я следов их деятельности не увидел.

Сам город выглядит довольно необычно для нас северян. Первой мыслью, когда я по темным и пустым улицам ехал в отель, была: «А где здесь центр?». Вопрос оказался весьма непростым. Город представляет собой гигантские поля частного сектора, из которых сиротливо торчат немногочисленные многоэтажки.

Топится местное население исключительно газом, поэтому чистоту воздуха может испортить только пыль. На самом деле, центром любого восточного города является базар, а базаров здесь много. Собственно весть город представляет собой сплав базара и жилого сектора. Но я-то искал главный и центральный базар. Вот он:

Ничего похожего на привычные нам, россиянам, торговые центры с кинотеатром, паркингом и ресторанным двориком мне найти не удалось. Местные базары представляют собой жалкое подобие разросшегося колхозного рынка с хаотичным нагромождением ларьков, уродливыми навесами, лабиринтами проходов, в которых легко заблудиться. Товар тоже сплошное разочарование. В основе промышленных товаров дешевый китайский ширпотреб и импорт из России. Продуктовые ряды завалены импортными овощами и фруктами весьма унылого вида, даже узбека с пряностями, который есть на любом московском рынке, я ни разу не увидел. Наверное, все уехали торговать в Москву. Из местных продуктов здесь есть только баранина в хорошем качестве и ассортименте.

Местную экономику я вообще не очень понял. Определенно ее основу составляют услуги.  Такого количества косметических салонов, барбершопов (при том, что у казахов не особо густая растительность на лице), ювелирных магазинов и частных лечебных кабинетов я не видел ни где. Они буквально на каждом шагу и за каждым углом. Создается ощущение, что все местное население только и занято тем, что красит друг другу ногти, стрижет бороды, продает несвежий турецкий виноград и готовит манты с пловом. Проблема в том, что в сервисную экономику необходим приток денег из нормальной экономики, а она здесь зачахла до полной невидимости. Поэтому, цены на все эти услуги очень низкие, например, беляш стоит 80 тенге (14 руб). Купил его чисто из любопытства, оказалось, что это вполне съедобно, хотя начинка и состоит из лука с легким привкусом мяса. Обед на двоих стоит 1500 тенге (260 р), проезд на общественном транспорте 80 тенге. Все остальные цены примерно на этом уровне, поэтому проживание в Шымкенте обходится примерно в 2 раза дешевле чем в Санкт-Петербурге. Это приводит к тому, что у самих владельцев заведений и их наемных рабочих не очень высокая прибыль и, соответственно, не очень много тенге на собственные расходы. Круг замыкается.

Но, перекосы в экономике должно поправлять государство. Или не должно? У нас в России, есть много адептов «Волшебной руки рынка», которая все сама сделает. В Казахстане победила свобода. Здесь есть такое понятие как «бакшиш» — это нечто среднее между подарком, взяткой и жертвой неведомому богу бюрократии. Там с этим никто не борется, там все на этом работает. Все просто и естественно. Если надо пойти в храм бюрократии, то надо принести жертву. Поэтому, если приходишь с каким-то вопросом к местным чиновникам, то они для начала выясняют чей вы-таки родственник. Если ничей, то раздевают по полной – никакая справка или разрешение не выписываются по самым разнообразным и непреодолимым причинам. Нужна жертва, иначе никак. Разумеется, что бОльшая часть бакшиша уходит от мелких клерков к начальству и далее вверх. Это настолько естественно, что как может быть иначе местное население даже не представляет. И это не плохо, а очень даже хорошо. Любой вопрос можно решить при помощи заноса бакшиша в нужный кабинет. Хотите построить дом в водоохранной зоне, сменить назначение земли, построить капитальное строение посреди улицы? Приносите кому надо сколько надо. Здесь полный либерализм и неразрешимых проблем нет.

Известно так же, что местное чиновничество настроено радикально прозападно. У топ-чиновников все дети, деньги и будущее в Лондоне, чиновники поменьше об этом мечтают и стремятся к этому. Кстати, приемник Назарбаева настроен еще более прозападно, чем предшественник. С этим связан и переход (на самом деле возврат) на латиницу.

Следствием работы местного самоуправления является и городская застройка. Как я указывал выше, неразрешимых проблем тут нет, поэтому «малые архитектурные формы тут строятся основательно. Вот здесь еще сохранился бульвар советской планировки:

Даже здесь видно, что пристройки первого этаже уже подходят вплотную к тротуару. Дальше – больше буквально через 50 метров полосы газона полностью застраиваются. Зачем нужна земля, которая не приносит тенге?

Ларьки строятся основательнее пятиэтажек, перед которыми стоят. Трубы газоснабжения нависают над тротуаром. МАФы занимают всю доступную площадь, поэтому двери выходят прямо на проезжую часть. Понятие дизайна местным застройщиками неведомо, зато каждый хозяин торговой точки стремиться поставить самую яркую и большую вывеску. Вот она, Москва, которую мы потеряли:

Прости нас, Лия Меджидовна, что центр Москвы выглядит совсем не так.

Весьма интересна жизнь в многоэтажках. Тут тоже полный либерализм – никаких сборов на капремонт, никаких управляющих компаний. Это тоже очень хорошо, поскольку если не хочешь ремонтировать подъезд, то можно это не делать хоть 30 лет, хоть вообще никогда. Если потекла крыша, то это проблемы тех жильцов, над которыми эта крыша находится. Пытаться собрать деньги с жильцов снизу совершенно бесполезно – они тут либо квартиру снимают, либо им все-равно, поскольку до них вода еще не дошла, а летом эта проблема вообще не актуальна. Приходится жителям верхних этажей производить ремонт кровли самостоятельно и за свой счет. Некоторые делают вместо мягкой кровли от застройщика железную скатную крышу над своим подъездом. Говорят, что так дешевле. При таком подходе к эксплуатации жилого фонда население стремится строить себе дом вместо покупки квартиры в многоэтажке. Вообще, город весьма грязный, хотя я видел, как убираются и даже моют улицы. Огромное количество бумажек, пакетов, разнообразных бутылок, следы раскопок, которые не закрыли газоном. Похоже, что местные просто не замечают подобной неухоженности или им вообще все-равно. Улицы освещаются только те, по которым ходят автобусы. Частный сектор не освещается в принципе, поэтому встроенный в телефон фонарик тут весьма полезен.

В вопросах веры тут тоже либерализм полный. Здесь есть все секты, которые постоянно и безуспешно пытаются изгнать из России. Существуют они вполне легально, никому своей деятельностью не мешают. Здесь есть православные храмы, с которыми никто не пытается бороться и мечети, хотя я за неделю ни разу не слышал муэдзина. Местные просто не придают вопросам веры значения.

К русским в Шымкенте относятся вполне дружелюбно. Местные, когда видят лицо славянской национальности, сразу и совершенно без усилий переключаются на русский, которым прекрасно владеют. Дети в школе тоже учат русский весьма старательно. Родители говорят надо учить русский, чтобы поехать в Россию и стать человеком или английский, чтобы поехать в Европу с той же целью. Вообще, на востоке немного другое отношение к жизни. Количество счастливых лиц на улицах Шымкента примерно в 3 раза больше, чем в Санкт-Петербурге и в 10 раз больше, чем в Москве. А вот россиян считают злыми. Смотрят на казахов в России злобно. Они это чувствуют и обижаются. Русских, приехавших из Казахстана в Россию, называют казахами, что особенно обидно. И еще еда в России невкусная, плохие дороги, бедные бабушки, которым приходится дрова колоть и воду из колодца носить, а здесь-то везде газ, водопровод и дороги хорошие. Фото хороших дорог прилагаю. Завидуйте.

Информацию о России казахи черпают из российских спутниковых каналов.

Несмотря на вполне лояльное отношение местного населения, русские все-таки уезжают, поскольку не видят своего места в местной экономике и в местной клановой системе. Наша российская действительность вызывает у переселенцев бурный восторг. Мы, например, считаем вполне нормальным, что ребенка взяли в школу просто по заявлению, а для местных это настоящее чудо.

Настоящая линия напряженности в казахском обществе проходит между самими казахами. Есть северные кланы, которые сейчас у власти и южные - более старые и уважаемые, но занимающие в местной властной иерархии совершенно неподобающее для них положение. Нурсултан Абишевич не просто так столицу из Алма-Аты перенес. В случае мятежа южан северяне могут попросить поддержки и защиты у северного соседа, как в свое время сделали буряты, тогда проблема старшего улуса перейдет в компетенцию Сергея Кужугетовича. Это понимают на севере и на юге, поэтому здесь и тихо, в отличие от Киргизии, например.

Вывод из всей этой истории прост и очевиден. Многие думают, что «святые 90-е» закончились сами собой, после них пришли сытые нулевые и так далее. Практика же показывает, что сам собой только бардак заводится. Надо ценить свою страну и власть, которая тратит силы, чтобы из бардака создать порядок, а, главное, больше радоваться, как это умеют делать на востоке.

Говорят, что в северном Казахстане все по-другому. Может и так, но я был только в южном.

Источник: asp373 / Афтершок

Новости по теме