Правительство Коновалова поставило сельчан на колени
Дата публикации: 21 марта 2023 года в 20:00.
Категория: Экономика.
Фото предоставлено пресс-службой Управления Россельхознадзора по Хакасии, Туве и Кузбассу
В Красноярском крае крестьяне могут продолжать вести подворовый забой и имеют полное право продавать мясную продукцию на рынке, поскольку требования технических регламентов не распространяются на продукцию, которая не производится в промышленных масштабах.
Иван Мисюк называет нежелание республиканского Минсельхоза и главы Хакасии Коновалова разбираться в ситуации – «преступлением против сельского хозяйства региона».
Напомним, согласно введенным ограничениям, все жители Хакасии обязаны забивать и разделывать скот только в специализированных убойных цехах. Такой запрет вызван действием статьи 19 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», сообщает ИА «Новости Хакасии».
В Минсельхозе Хакасии сослались на якобы «непреодолимость» вступившего в ситу Техрегламента Таможенного союза и умыли руки, в ожидании, что фермеры и владельцы подворий как-нибудь сами придумают, что им теперь делать со своим скотом.
Предприниматель Иван Мисюк объясняет первую, самую очевидную проблему. Забойных цехов в Хакасии не так много, и не для всех они доступны:
— Сколько нужно потратить времени, денег и сил, чтобы увезти одну корову за 50 километров? Ладно КРС, а гуси, куры, кролики? Всегда люди сами забивали, ветврач проверял мясо и выдавал справку. Ну не повезёт частник три кролика в убойный цех, это не выгодно. То есть, получается сейчас наших местных производителей — и частников, и фермеров, мелкие КФХ и простых сельских жителей — этим запретом поставили на колени.
В правительстве же Хакасии рапортуют: в республике аж 15 (!) убойных цехов. Подумаешь, нет их всего лишь в трёх районах: Боградском, Таштыпском, Ширинском. Это же не проблема, уверены чиновники.
— Надеюсь, скоро появятся, тем более что в Минсельхозпроде РХ действует программа поддержки, по которой можно возместить 50% затрат на строительство бойни, — заявил глава регионального Минсельхозпрода Хакасии Сергей Труфанов.
По сути, сельчанам предложили почти издевательский вариант: Вы, уважаемые, фермеры сначала найдите пять миллионов рублей, постройте себе убойный цех, если в вашем околотке такого не имеется, не забудьте про средства, необходимые на содержание такого объекта и его персонала, ну а потом мы вам 50%, может быть, вернём.
Предприниматель Иван Мисюк уверен, что именно такое бездействие республиканских властей и ведут к появлению в сёлах настоящей антисанитарии.
Во-первых, люди будут вынуждены идти на нарушения и продавать мясо без документов знакомым, через сайты бесплатных объявлений, в социальных сетях. При этом качество такого мяса уж точно никто не проверит, а вот в погоне за низкой ценой спрос наверняка будет. Во-вторых, активизируются мелкие «перекупы» из других регионов.
— Они просто подъезжают к двору, спрашивают, есть ли живность. Допустим, корова стоит 50 тысяч, они готовы сразу отдать 20 и забрать живую скотину. Конечно, многие соглашаются, ведь других вариантов нет. Забирают эту корову и тут же, в поле, разделывают. Кишки, отходы, шкуры — всё бросают, весной опарыши поползут, полная антисанитария, — возмущается Иван Мисюк.
Не исключено, что и магазины тоже будут вынуждены закупать непроверенное мясо, идти на нарушения, чтобы хоть как-то сдержать рост цен. К слову, уже сейчас цены на все виды мясо заметно прибавили в цене. На днях депутат Верховного Совета Вячеслва Тутачиков отправился на сельскохозяйственный рынок и вернулся оттуда шокированным.
Элитное мясо – в другие регионы
При этом проблема с перекупщиками приобретает и более масштабные размеры. Сейчас в Хакасию приезжают большие скотовозы из разных регионов. Скупают скотину живьём и увозят. То есть жители республики вынужденно остаются без элитного фермерского мяса и всё из-за нерасторопности республиканских властей.
— Мой знакомый фермер из Боградского района, у него одно из лучших хозяйств, мясо высшей категории, но нет бойни. В итоге от сначала продал 73 головы перекупщикам, потом ещё 40. Мясо уехало в Томск и Краснодар. Едут скотовозы из Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Волгограда. Там уже наслышаны, что у нас здесь происходит, — рассказывает Иван Мисюк.
Тем не менее, мясо на прилавках в Хакасии есть. Его привозят из Красноярского края. Зачем? Ведь у нас есть своё родное и вкусное, но продавать его фермеры здесь не могут. Такой вот странный замкнутый круг.
— В правительстве Хакасии почему-то думают, что мы не имеем права кушать такое вкусное наше мясо. Вот и я вам скажу. Я опечален тем, что мне намного лучшего качества мясо приходило. Я мог сам к фермерам проверенным съездить, закупить, естественно, с документами. Сейчас еду на бойню и беру из того, что есть, — сетует предприниматель.
Взгляните на соседей!
При том, в соседних регионах, в которых действует всё та же статья Технического регламента Таможенного Союза, такого хаоса и близко нет. Всё потому, что там местные власти просто внимательно документы прочитали, вопрос изучили и нашли приемлемые варианты, которые и закон не нарушают, и не мешают людям нормально жить и работать.
— Есть ещё и федеральный закон «О личных подсобных хозяйствах». В нём все эти вопросы давно уже урегулированы. Люди могут вести подворовый забой и имеют полное право продавать излишки мяса на рынке. Требования технических регламентов не распространяются на продукцию, которая произведена непромышленным способом. Те же правила действуют и для потребительских кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств, которые торгуют мясом не в промышленных объемах, — подробно разъяснил позицию правительства и Заксобрания Красноярского края по данной проблеме депутат Владислав Зырянов.
Хакасский же Минсельхоз по какой-то причине упёрся и не желает идти на встречу фермерам и сельчанам.
— Я в шоке, что сотворили наше министерство и правительство. Считаю, что это преступление. Чьи здесь интересы отстаиваются, в чём подвох, почему они не видят пример соседей – непонятно, — возмущен Иван Мисюк.
При этом чиновников Минсельхоза периодически еще и ловят на откровенном вранье. К примеру, в прямом эфире в социальных сетях министр Сергей Труфанов уверял, что подворный забой в регионе не запрещен. Местные жители также, якобы, могут вызывать ветврача, или ездить к нему и получать нужные справки. На деле же у всех ветеринаров из хакасских сёл, по словам Ивана Мисюка, забрали печати. То есть, клеймить специалисты просто не могут.
Сельчане просят помощи
Сын предпринимателя, депутат горсовета Черногорска Иван Мисюк проехался по окрестным деревням и собрал подписи местных жителей, которые не довольны введённым запретом. Люди просят губернатора Коновалова разобраться в проблеме и отложить введённые нормы, как он и обещал, до 1 апреля 2024 года. А до этого времени создать условия для того, чтобы сельчане могли спокойно забивать скот, продавать мясо и жить на эти деньги.
Но отреагирует ли правительство на просьбы людей – большой вопрос.