Почему Сибири не дали обещанного цифрового ТВ

Дата публикации: 21 октября 2010 года в 14:46.
Категория: Экономика.

В этом году в России должны быть созданы сети цифрового телевещания в регионах первой очереди. Согласно Постановлению федерального правительства, к первоочередным отнесены 12 регионов Сибири и Дальнего Востока. Однако почти никто из этих регионов обещанных телесетей не получил. Зато цифровое ТВ появилось в Москве, Курской и Калининградской областях, которые в списке первоочередных на значились.

На календаре — конец октября, а это значит, что осталось чуть больше двух месяцев до окончания года создания в России сетей цифрового телевизионного вещания в регионах первой очереди. ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы», утвержденная правительственным постановлением в декабре 2009 года. Согласно Постановлению, к первоочередным отнесены 12 регионов: республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области. Все они к концу 2010 года должны быть полностью охвачены первым цифровым мультиплексом, для чего в бюджете страны на текущий год выделено 2,862 млрд рублей, сообщает Comnews. . На деле за 70 дней до окончания текущего года сети цифрового эфирного ТВ появились в пяти российских регионах, причем три из них не числятся в списке первоочередных — это Москва, Курская и Калининградская области. Причина появления сетей во внеплановых регионах — в активности местных властей и наличии заинтересованных сторон. Реализации проекта в Курской области добилось ООО «Телеком-Проект-5», которое в 2009 году выиграло конкурс на разработку по заказу ФГУП «РТРС» системных проектов на сети цифрового наземного вещания 12 регионов РФ, включая и Курскую область. Двигателем калининградского проекта стало ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации» (производитель вещательного оборудования, входящий в Концерн ПВО «Алмаз-Антей»), которое приняло деятельное участие в облетах и расчистке частот под цифровое ТВ в Калининградской области. В Москве РТРС смонтировала лишь один тестовый цифровой эфирный передатчик, поэтому охват столицы пока номинальный. Исключительно собственными силами РТРС — согласно распоряжению главы правительства Владимира Путина № 830-р от 24 мая 2010 г., единственный исполнитель мероприятий по развитию сети вещания 1-го мультиплекса — запустила цифровые сети в Хабаровском крае (16 передатчиков) и Камчатском крае (1 передатчик). Работы в Хабаровске начались еще в конце 2009 года, и в конце июля текущего года Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю зарегистрировало первые в России цифровые ТВ-передатчики, запущенные в рамках ФЦП, - общим числом 13 штук. Проект цифровизации российского телеэфира явно запаздывает, но винить в этом РТРС нельзя. К задержке привел целый букет обстоятельств. Едва ли не главный сдерживающий фактор — отсутствие бюджетного финансирования. Хотя ФЦП предусматривает в 2010 году капвложения из федерального бюджета на уровне 3,562 млрд рублей (в т.ч. 2,862 млрд на создание сети вещания 1-го мультиплекса), де-факто РТРС до сих пор не получила ни копейки. Причина в том, что документы, необходимые для получения бюджетных денег, еще не готовы, причем комплексное, системное и рабочее проектирование сетей цифрового ТВ в силу спешки идет не последовательно, а параллельно. В итоге РТРС пока инвестирует лишь собственные средства. Если же заложенные в бюджет деньги не будут освоены до конца года, это неминуемо приведет к гневу высших чинов государства. Отчасти тормозом выступает и сама ФЦП. Готовилась она тоже в спешке, поэтому многие ее положения нуждаются в ревизии. Например, ФЦП отнесла к регионам первой очереди те, которые находятся вдоль границы РФ. Логика авторов ФЦП была в том, что по соглашению Geneva-06 (оно определило всемирную дорожную карту перехода на цифровое ТВ), на приграничных территориях преимущественное право на цифровые частоты имеет страна, запустившая цифровое эфирное ТВ раньше. Полагая, что самый опасный и быстрый конкурент России — Китай, авторы ФЦП включили в первую очередь все регионы вдоль китайской границы. Однако Китай не подписал соглашения Geneva-06 и развивает национальный цифровой телестандарт DTMB (Digital Terrestrial Multimedia Broadcast). Он обеспечивает вещание не только на стационарные телевизоры, но и на мобильные устройства (недавние тесты в Китае показали качественный мобильный прием сигнала в HD на скорости 200 км/ч). Мобильность диктует повышенную мощность передатчиков, что гарантированно будет создавать помехи российской стороне. России остается довольствоваться регламентом ITU, который предписывает двум сторонам в подобных случаях решать спорные вопросы в переговорном процессе. Но первые обращения к китайской стороне наткнулись на вопрос о факте наличия помех и предложение воспользоваться услугами радиоинститутов в Китае. Частотный план Geneva-06 отводит России для запуска цифрового ТВ большое количество дециметровых частот, хотя метровые были бы гораздо выгоднее. Например, в Курской области примерно половина из 13 передатчиков работает в метровом диапазоне, а остальные — в дециметровом. Те, кто подмахнул в 2006 году план Geneva-06, едва ли задумывались о том, что дециметровые частоты имеют худшие характеристики распространения и требуют установки специальных фильтров. Мало того, у РТРС имеется множество метровых частот по всей стране, и создание на них цифровой сети было бы сродни модернизации — тогда как дециметровая сеть означает для РТРС проектирование и стройку с нуля. Ну и, наконец, президентский указ от 24 июня 2009 года «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» устарел по всем статьям и требует обновления. Из восьми каналов, которые президент РФ включил в 1-й мультиплекс, половина («Россия», «Вести+», «Культура», «Спорт») сменили названия, детско-юношеский канал, который указ постановил создать на базе «ТелеНяни» Первого канала и «Бибигона» ВГТРК, умер в зародыше из-за распрей двух крупнейших госканалов, а тут еще Национальная ассоциация телерадиовещателей в интересах регионов предложила расширить 1-й мультиплекс до девяти телеканалов. Весь этот клубок еще можно было бы распутать на уровне Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, которую возглавляет зампред правительства РФ Сергей Собянин. Но в связи с его назначением мэром Москвы он, скорее всего, покинет эту комиссию. И все вопросы по корректировке указа президента РФ и федеральной целевой программы придется решать лично с главой государства Дмитрием Медведевым (который возглавлял упомянутую комиссию с мая 2006 года, а в мае 2008 году уступил кресло ее председателя Собянину). Вот только вопрос — кто пойдет к Медведеву?

Новости по теме