Итог минской встречи: 13 пунктов и 100 вопросов без ответов

Дата публикации: 12 февраля 2015 года в 20:03.
Категория: Политика.

Минская встреча "нормандской четверки", 12 февраля 2015Минская встреча "нормандской четверки", 12 февраля 2015

В Минске завершились марафонские переговоры так называемой «нормандской четверки» по вопросу урегулирования ситуации на Украине. Руководители России, Германии, Франции и Украины 16 часов, без сна и отдыха спорили, как прекратить войну. В итоге все участники встречи подписали документ из 13 пунктов.

В среду вечером, 11 февраля в Минске началась встреча руководителей четырех стран. Сначала Владимир Путин, Франсуа Олланд, Ангела Меркель и Петр Порошенко около двух часов общались в узком формате, затем к ним присоединились члены делегаций.

Минская встреча

После окончания беседы в расширенном составе (с помощниками и членами делегаций) лидеры четырех стран продолжили беседу с глазу на глаз, за закрытыми дверями и это продолжалось еще больше 10 (!) часов. В течение этого времени состав собеседников менялся в разных комбинациях. Так, Путин и Меркель дважды уходили, чтобы побеседовать с глазу на глаз. Несколько раз из зала выгоняли Порошенко, чтобы представители серьезных держав могли поговорить втроем. Пару раз Путин выходил, чтобы Порошенко мог пошептаться со своими еврокураторами (или получить от них нахлобучку?).

Минская встреча

В результате смены этих комбинаций переговоры протянулись без перерывов на отдых и сон больше 16 часов (говорят – это рекорд в мировой истории). Встреча началась вечером 11 февраля, длилась всю ночь, половину следующего дня и завершилась только в полдень четверга.

Минская встреча

Но о чем точно договорились участники марафонской беседы пока так и не ясно. По итогам участники встречи выступили перед представителями СМИ. Но комментарии президенты давали каждый по отдельности, и очень кратко.

Так, Владимир Путин вышел к журналистам в 12.50 мск, сообщил то, что считал главным в достигнутых соглашениях.  Он сказал, что договорились о прекращении огня с полуночи 15 февраля. Договорились о линии отвода тяжелой техники и о признании особого статуса Донбасса.

Минская встреча

Фото: Дмитрий Смирнов @dimsmirnov175

Закончив свое короткое выступление, Путин уехал не сразу. Перед этим он постоял немного в задумчивости в центре дворца, дождался белорусского коллегу Александра Лукашенко, несколько минут говорил с ним, а потом даже обнялся.

Минская встреча

Фото: Дмитрий Смирнов @dimsmirnov175

На этом программа встречи для президента России была исчерпана. Он покинул минский Дворец Независимости.

Едва Путин направился к выходу, в коридоре появился Петр Порошенко (Подглядывал в щелку, и не выходил, чтоб не попасться на глаза российскому лидеру?). Украинский президент тоже дал свою пресс-конференцию, на которую впрочем не пустили не только российских журналистов, но даже и фотографов.

Минская встреча

Фото: Дмитрий Смирнов @dimsmirnov175

Меркель и Олланд в Минске вообще выступать не стали и сразу улетели в Брюссель, где без них не могли начать заседание руководства Евросоюза. Ангела Меркель через пресс-секретаря лишь выразила признательность Владимиру Путину, благодаря которому соглашение вообще было подписано. Именно Президент России, подчеркнула Меркель, убедил принять текст соглашения представителей Донецкой и Луганской Республик, которые сначала были категорически не согласны с предложенным вариантом.

Отметим, что руководитель ДНР Александр Захарченко и лидер ЛНР Игорь Плотницкий прибыли в Минск в четверг утром, 12 февраля, и обосновались в отеле «Дипсервис холл», куда им из Дворца независимости привозили проекты соглашения. Одним из «курьеров», доставлявшим документы, по неофициальным данным, был помощник Президента России Владислав Сурков.

Также появлялась информация, что и Петр Порошенко называл предложенные ему Путиным, Оландом и Меркель условия неприемлемыми. Но потом все же их подписал.

Минская встреча

13 пунктов и сто вопросов без ответов

На сайте Кремля опубликован документ из 13 пунктов с примечаниями. Но после знакомства с ним возникает ощущение недоговоренности. Перечисленные условия слишком общие, без какой либо конкретики. А она совершенно необходима для реального выполнения условий. Иначе получится почти по Черномырдину: «Хотели как лучше, а вышло, как в прошлый раз». А в прошлый раз благие пожелания «минских соглашений» были быстро похерены, поскольку их никто не выполнял. Каждая из сторон вольно толковала в свою пользу слишком «общие» формулировки.  В итоге перемирие быстро перешло в ожесточенные бои.

И на этот раз по каждому из 13 пунктов договора хочется задать по десять вопросов, чтобы понять – что, собственно, имели в виду, как это выполнить и каким образом контролировать.  

Впрочем, судите сами. Приводим документ полностью:

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. (См. примечание)

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Новости по теме