В российских супермаркетах исчезнут кассиры
Дата публикации: 29 марта 2012 года в 18:50.
Категория: Экономика.
Один из крупных операторов мгновенных платежей в России недавно анонсировал сервис «кассы самообслуживания». С помощью этой системы оплата в торговых точках происходит без участия кассира – покупатель самостоятельно выбирает товар и при помощи сканера считывает штриходы с этикеток. Затем выбирает удобную для себя форму оплаты и вносит деньги.
При этом сдача с наличных либо выдается «на руки», либо зачисляется на мобильный телефон или на кошелек платежной системы, который может быть привязан к банковской карте. Для того, чтобы покупатель не унес неоплаченный товар, магазин оснащается стандартными «рамками» и сотрудниками безопасности, также автокасса сличает суммарную массу товаров на кассе с оплаченными.
При этом функцию приема платежей и обслуживание аппарата за несколько процентов с оборота берет на себя поставщик оборудования, и а магазин лишь обеспечивает ассортимент товаров, перекладывая бухгалтерскую отчетность на оператора кассы, и не храня большие суммы наличности в магазине. Фактически покупатели перечисляют средства платежной системе, для владельца торговой точки такая схема организации аналогична торговле по безналичному расчету.
В России на данный момент уже внедрены подобные кассы в некоторых московских супермаркетах, а также в Калуге и Пензе, сообщает ОмскПресс. Еще в 2010 году о намерении в течение 1,5-2 лет на базе сети X5 Retail Group открыть первый в России магазин с использованием технологий радиочастотной идентификации заявлял глава РОСНАНО Анатолий Чубайс.
Пока активно пользоваться такими инновациями во многом мешает менталитет отечественных покупателей - если в Европе покупатели в основном пользуются платежными карточками, то в России, по данным торговых компаний, только 10 % покупателей предпочитают безналичную форму оплаты, а остальная часть расплачивается посредством купюр и монет. Так называемые self checkout впервые были внедрены в супермаркете Price Chopper Нью-Йорка в 1992 году. В настоящее время в 1200 европейских магазинах покупки с использованием self checkout совершают 6,5 млн человек еженедельно, что составляет порядка 40% от общего числа покупателей.