Проблемы хакасских индейцев федерального налогового шерифа не волнуют
Дата публикации: 23 апреля 2018 года в 20:15.
Категория: Экономика.
В Хакасии на прошлой неделе состоялось собрание кредиторов «Абаканского рудника». На нем, по сути, решалась судьба этого расположенного в Абазе градообразующего предприятия. Решающий голос на собрании был за налоговой службой, на которую приходится 50,56% от общей суммы долгов рудника. И представитель госструктуры настоял на решении, по которому предприятие вскоре будет продано любому, кто готов частично погасить его долги, невзирая на то, что покупатель потом сделает с рудником.
Напомним, «Абаканский рудник» несколько лет назад попал в трудную ситуацию. Его тогдашний владелец группа «Евраз» решила, что добыча железной руды в Абазе перестала быть рентабельной и приняла решение закрыть предприятие.
Дальнейшие события показали, что слухи об исчерпании запасов руды в Абазе оказались сильно преувеличенными. Настоящими же причинами проблем предприятия стали отчасти ошибки его тогдашнего менеджмента, отчасти – падение внутрироссийских и мировых цен на железную руду в тот момент.
Из-за такого стечения обстоятельств ключевое для классического моногорода предприятие оказалось под угрозой ликвидации. Напомним, что город Абаза появился «при руднике». Даже название этого населенного пункта – вовсе не какое-то древнее хакасское слово, а аббревиатура, образованная из слов «АБАканский ЗАвод».
Именно на этом заводе всегда работала значительная часть местного населения, а прочие кормились при горняках. И речь не только о членах семей, но и обо всей абазинской сфере торговли и услуг. Попросту говоря, деньги в городе зарабатывали только добытчики руды, а остальные горожане помогали им их потратить, открывая магазины, парикмахерские, автосервисы, шиномонтажки и т.п.
С точки зрения «Евраза» все было просто: «Актив перестал приносить прибыль? Ну, так давайте его закроем!». Штаб-квартира группы находится в Москве, промышленные мощности разбросаны по многим регионам России и проблемы хакасских «индейцев» евразовского шерифа особо не волновали.
А вот властям Хакасии все это очень не понравилось. В Сером доме регионального правительства очень хорошо понимали, что конец рудника равен концу города. Абазу ждет локальный апокалипсис и быстрое затухание всякой жизни.
Поэтому губернатор Виктор Зимин и его команда бросились спасать рудник и город. Первым делом хакасское правительство договорилось с «Евразом» о том, что ненужный группе рудник будет передан за символическую сумму в собственность региона.
Затем начали придумывать, как «мертвый», по мнению некоторых, актив можно реанимировать. К счастью, кроме «многих», нашлись и другие люди. Их было мало, зато в тельняшках – очень грамотные инженеры и экономисты. Они объяснили, что запасов хорошей руды в Абазе еще полно. Просто она лежит глубже, чем брали прежде.
Выяснилось, что «Евраз» работал в Абазе по принципу съема легких сливок сверху. А вкладывать деньги в разработку нижних горизонтов компания не хотела. Не было у группы для этого особых стимулов.
А вот у Хакасии такой стимул был. Простой, но крайне эффективный: «Жить захочешь – не так раскорячишься».
Поэтому новое руководство рудника предложило технологический проект разработки так называемого "минус 200-го горизонта". А представители республиканской исполнительной власти взяли на себя не только согласование этого проекта в федеральных ведомствах, но и поиск нескольких сотен миллионов инвестиций для его реализации.
В итоге преуспели как инженеры, так и региональные лоббисты.
Есть очень показательный факт, свидетельствующий о реальности разработанных в Хакасии планов. Инвестировать в разработку 200-го горизонта взялся тот самый «Евраз», который ранее отказался от Абазы! То есть руководство горно-металлургической компании, где явно есть люди, хорошо разбирающиеся в горном деле и металлургии, сочло предложения из Хакасии обоснованными и выгодными. Иначе бы «Евраз» не согласился оплачивать покупку новой техники для Абазинского рудника и не подписал договоры о закупке всей добываемой в Абазе руды.
А на федеральном уровне проект поддержал Президент Владимир Путин, одобрил премьер Дмитрий Медведев и благословил глава Минпромторга России Денис Мантуров, причем последний даже приезжал в Абазу, чтобы увидеть все своими глазами.
В результате двухлетней работы рудник на сегодня полностью укомплектован необходимой для разработки 200-го горизонта новой техникой. Добыча руды на этом горизонте в тестовом режиме началась еще в конце 2017 года, а совсем недавно прошла официальная торжественная церемония его запуска в работу.
Казалось бы, вот он – хэппи энд, оркестр играет туш, а в небо взлетают воздушные шарики. Но тут хреновинка вышла.
СБИЛИ НА ВЗЛЕТЕ
Дело в том, что пока шел процесс согласований, поиск инвесторов и покупателей продукции, а затем и сами работы по освоению 200-го горизонта, рудник прибыли не давал. При этом расходы на его содержание не падали. Понятно, что в такой ситуации предприятие накопило немало долгов: перед некоторыми субподрядчиками, поставщиками электроэнергии, а также – перед бюджетами.
В принципе – это было нормально и всеми ожидаемо. С новыми проектами всегда так: сначала ты в них вкладываешь, а потом получаешь отдачу.
Но юридически «Абазинский рудник» в этот период оказался в статусе неплатежеспособного должника и под угрозой банкротства. А роль главного кредитора досталась Государственной налоговой службе.
И вот 13 апреля, состоялось собрание кредиторов, где принималось решение о дальнейшей судьбе предприятия. Был поставлен вопрос о продаже имущества рудника, для хотя бы частичного погашения накопившихся долгов.
Кроме кредиторов, на собрании присутствовал представитель мэрии Абазы. Права голосовать у него не было, но ему разрешили высказаться от имени горожан.
Мэрия предложила: раз уж вы готовы продавать имущество рудника, то давайте хотя бы оговорим, что покупателем может стать только тот, кто обязуется продолжить работу предприятия. В противном случае крайне велик риск того, что на аукционе по продаже имущества победят залетные ухари, которые рудник тут же остановят, коллектив уволят, а оборудование распилят и продадут в металлолом.
Часть вырученных от такого погрома денег, действительно пойдет в уплату долгов, но на полное погашение их точно не хватит. И возмещение кредиторы получат с большим дисконтом, вплоть до уровня «по копейке за рубль».
Но самое главное, что уже возрождающееся предприятие при этом будет безвозвратно уничтожено со всеми вытекающими из этого социальными и экономическими последствиями.
Поэтому мэрия предложила внести в условия проведения торгов за имущественный комплекс рудника следующие пункты:
«Покупатель имущественного комплекса обязан обеспечить сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников ООО "Абаканский рудник" на дату его продажи в течение трех лет с момента вступления договора купли-продажи имущества в силу.
Покупатель обязан использовать имущественный комплекс для добычи, переработки и реализации железорудного концентрата в соответствии с лицензией на пользование недрами. Для участия в конкурсе покупатель обязан предоставить организатору торгов действующий контракт на поставку железорудного концентрата, либо документы, свидетельствующие о возможности покупателя осуществлять самостоятельную переработку железорудного концентрата. Покупатель должен предоставить документы, подтверждающие отгрузку (переработку) не менее 500 тысяч концентрата за год, предшествующий году проведения торгов.
Покупатель должен иметь на правах собственности либо иных правах оборудование, позволяющее осуществлять добычу железной руды системой отработки подэтажных штреков в объеме не менее 500 тысяч тонн в год. Каждый участник торгов обязан предоставить гарантийное письмо о готовности выполнить условия, указанные в данном объявлении».
По мнению администрации города, такие условия давали шанс сохранить предприятие и не допустить к торгам недобросовестных покупателей.
Предложение мэрии поддержал и один из крупных кредиторов - ООО «Абаза Энерго». Его представитель отметил, что в случае, если имущество рудника достанется недобросовестной компании и предприятие остановится, то следующим в очереди на банкротство будет уже «Абаза Энерго». Поскольку 80% поставляемой этим предприятием энергии уходит на снабжение рудника. Лишившись крупнейшего потребителя, энергопредприятие тоже не выживет.
Иначе говоря, теряя рудник, город потеряет заодно и «Абаза-Энерго», а это еще 250 человек, которые, как и шахтеры, попадут в списки безработных.
ВРАГ В ГОСУДАРСТВЕ
Но призывы мэрии и «Абазы-Энерго» были проигнорированы остальными кредиторами. Точнее – лишь одним из них, но самым главным. Как сказано выше, более половины (50,56%) кредиторской задолженности предприятия приходится на Хакасское отделение Федеральной налоговой службы. Поэтому именно у нее есть право решающего голоса, перевешивающее мнение всех остальных кредиторов вместе взятых.
И вот этот главный кредитор решил отмести все озвученные предложения по сохранению работы рудника и утвердил решение, при котором имущество предприятия сможет купить кто угодно и поступить с ним, как ему заблагорассудится.
На минуточку! Подобное решение приняла государственная структура! Которая, по идее, не имеет права руководствоваться одними только шкурными соображениями, а должна думать о пользе Отечества и его граждан.
Но именно государственное ведомство решило прирезать курицу, которая уже готова нести золотые яйца. Государева служба приговорила к смерти жизнеспособный промышленный актив и обрекла на коллапс и нищету город с населением в 15,5 тысяч человек.
При этом даже кредиторы-коммерсанты поняли, что сейчас лучше немного подождать со взысканием долгов, чтобы получить их потом, когда рудник заработает на всю катушку. Потому что с мертвого рудника взять будет уже нечего.
Представитель же налоговой службы утвердил убийственное для «Абаканского рудника» решение, видимо, даже не задумавшись о том, что после закрытия градообразующего объекта тому же государству придется платить пособия сотням новых безработных, выделять субсидии впавшим в бедность семьям и, не исключено, строить за счет казны жилье для расселения обитателей, ставшего никому не нужным города.
Поневоле вспомнишь времена товарища Сталина и формулировки «Вредительство» и «Саботаж». А как еще назвать нынешние действия нашей налоговой службы?
А еще кажется дикостью, когда какой-то государственный клерк регионального уровня пускает под откос огромную двухлетнюю работу, проделанную более высокими федеральными госорганами.
Что, интересно, по этому поводу скажут в федеральном Минпрормторге и правительстве России?
Неужели просто печально констатируют: «Вот мы строили, строили, а тут пришел какой-то … чебурашка и все сжег?»
РЕЗЮМЕ
Мэрия Абазы обжаловала решение собрания кредиторов в Арбитраже. До его вердикта распродажа имущества рудника не начнется.
Власти Хакасии, потратившие много сил и нервов ради возрождения Абаканского рудника, видимо, тоже молчать не будут и постараются поставить на уши все федеральные структуры.
Поэтому осталась надежда, что в ситуацию вмешаются люди, действительно обладающие государственным мышлением, и поправят попутавших берега чиновников из налоговой службы. Очень бы хотелось, чтобы их не просто пожурили в стиле: «Вася, ты не прав!». А сделали что-то более внушительное. Например, объяснили, что в госорганах нечего делать людям, которые не понимают или игнорируют интересы государства.
Александр Бортников