Крупнейшие автозаводы России останавливают производство
Дата публикации: 9 октября 2008 года в 09:46.
Категория: Экономика.
Глобальный финансовый кризис пришел в реальный сектор. О снижении производства начали объявлять металлурги и автопроизводители. Пока в российском автопроме сокращения коснулись только коммерческих автомобилей и грузовиков. Как сообщает «КоммерсантЪ», до 13 октября остановил конвейер ГАЗ, на треть уменьшил количество рабочих дней КамАЗ. Следующими на очереди стоят производители легковых автомобилей — многие мировые автоконцерны уже снизили производство. Группа ГАЗ сообщила, что с 6 октября на неделю прекратила выпуск «Газелей». В группе уточнили, что недособерут за этот период 2 тыс. машин, подчеркнув, что «на выполнении годового производственного плана ситуация не скажется». По словам представителя «Русских машин» (контролирует ГАЗ) Елены Матвеевой, ГАЗ остановил конвейер, так как «в условиях роста стоимости кредитов, привлекаемых на пополнение «оборотки», и сырья хотел более гибко управлять себестоимостью». «Гибкий производственный план у нас сохранится в ближайшие месяц-два-три»,— уточнила госпожа Матвеева. На продажах группы ГАЗ это не скажется, утверждает она, поскольку у группы «достаточно складских запасов». Во вторник 7 октября представитель КамАЗа Владимир Самойлов сообщил, что «все подразделения КамАЗа переходят с шестидневной рабочей недели на четырехдневную», соответствующий приказ уже подписан гендиректором завода Сергеем Когогиным. Господин Самойлов уточнил, что «в сокращенном режиме КамАЗ проработает до 6 декабря». Заместитель главы ТФК КамАЗ (продает продукцию завода) Сергей Корякин пояснил, что завод сокращает производство из-за падения спроса на крановую и самосвальную технику со стороны строителей. Сократит ли КамАЗ производство в 2008 году и если да, то насколько, на заводе пока не говорят. Хотя ГАЗ обещает выполнить производственную программу на 2008 год, объемы его производства уже начали падать: по данным «АСМ холдинга», за январь-сентябрь оно снизилось на 8,8%. При этом в сентябре производство грузовых машин на ГАЗе упало сразу на 23,4%. Аналитик Михаил Лямин из Банка Москвы говорит, что не «припомнит падения такого уровня». Источники среди поставщиков ГАЗа утверждают, что завод уже останавливал конвейер в сентябре на четыре дня, однако официально в группе это не подтверждают. КамАЗ в отличие от ГАЗа не сокращал производства в 2008 году: за январь-август оно составило 43 тыс. (рост на 10%). В конце 2007 года КамАЗ заявлял, что ему остро не хватает мощностей, поскольку завод работает с полной загрузкой, и намеревался расширить производство в 2008 году с 50 тыс. до 63 тыс. машин. Теперь же источники, близкие к КамАЗу, говорят, что по итогам этого года завод может снизить выпуск на 20%. Официально на заводе подтверждают, что годовой бизнес-план КамАЗа сейчас пересматривается, но «не думают, что падение будет столь существенным». ГАЗ и КамАЗ — первые российские автопроизводители, которые заявили о сокращении производств из-за мирового финансового кризиса. На АвтоВАЗе заявили, что «внимательно изучают рыночную ситуацию», но сокращать производственный план на 2008 год (974 тыс. машин) не намерены. Однако на этой неделе ВАЗ уже объявил о снижении цен на ряд своих моделей, в том числе "Приору". Аналогичные комментарии дали в Sollers (бывшее ОАО «Северсталь-авто»). Впрочем, входящий в Sollers Заволжский моторный завод (ЗМЗ), который поставляет двигатели на ГАЗ, сообщил о приостановке конвейера по их сборке. На закупки ГАЗа приходится до 50% продаж ЗМЗ, однако в Sollers утверждают, что «остановка ГАЗа на неделю не является для ЗМЗ критичной». Сокращение производств на фоне кризиса — общемировая тенденция а автопроме. О снижении выпуска машин за эту неделю последовательно объявили Opel, BMW, Skoda, General Motors и Daimler. По примеру американских автопроизводителей, которым власти США пообещали $50 млрд, за помощью к властям обратились и европейские. Они попросили Еврокомиссию выделить им €40 млрд для нивелирования «последствий финансового кризиса и восстановления доверия потребителя». В Sollers тоже высказались за то, чтобы «государство обратило внимание на проблемы отрасли и поддержало рынок ликвидностью». Аналитики не удивлены, что сокращение производства коснулось в первую очередь коммерческих машин: большая их часть продается через кредитные и лизинговые программы, а денег у банков нет. Наверняка за снижением производства грузовиков последует и снижение выпуска легковых автомобилей, считают эксперты. Глобальные автоконцерны уже пересматривают свое видение российского рынка. Если раньше лидер рынка Chevrolet планировал рост продаж в России в 2008 году на 50%, то сейчас — только на 38%. ГАЗ уже демонстрирует падение выпуска легковых автомобилей — за январь-сентябрь на 37% (рекордный показатель для этого сегмента).