Кузбасс хочет отодвинуть Хакасию от «угольного рая» и прибыли?
Дата публикации: 30 июля 2018 года в 16:42.
Категория: Экономика.
Газета «Коммерсант» при этом утверждает, что на заседании либо сразу после него между ОАО «РЖД», властями Кемеровской области и кузбасскими угледобывающими компаниями будет подписано соглашение о резком, буквально кратном росте объемов добычи угля и транспортировке его в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. И, если такое случится, уже к 2025 году поставки угля из Кузбасса фактически закроют провозные мощности Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. На восток регион намерен направлять 126 млн тонн угля при общей провозной способности магистралей в 185 млн тонн.
Тут возникает вполне себе логичный вопрос: что делать другим угледобывающим регионам нашей страны, включая, прежде всего, Хакасию, наращивающую объемы добычи угля и также не раз заявлявшую, что экспорт этого угля в соседние страны – одна из важных экономических составляющих нашего региона? В общем, не пора ли властям Хакасии вмешаться в этот странный, чуть ли не за их спиной происходящий процесс?
Итак, как утверждается, в повестке заседания президентской комиссии по развитию ТЭКа, намеченной на 27 августа, пока четыре вопроса. Но первым в документе стоит пункт «О логистическом обеспечении повышения рыночной доли российского угля на экспортных рынках».
Кое-что известно и о возможно будущем подписании соглашения между ОАО РЖД, Кемеровской областью и промышленниками Кузбасса. Это более сорока компаний, в основном угольных, которые бы хотели в 2018–2025 годах резко увеличить добычу угля и поставку его на экспорт. В свою очередь, РЖД обещает построить или реконструировать пути из Кузбасса к дальневосточным и иным портам для «беспрепятственного пропуска» растущих в 2018–2025 годах объемов экспорта из региона.
Как следует из приложений к проекту, объемы погрузки кузнецкого угля должны вырасти с 268,7 млн тонн в 2018 году до 394,6 млн тонн в 2025 году, промышленных грузов в целом — с 300,7 млн тонн до 430,9 млн тонн соответственно. Увеличится и экспорт: 126,5 млн тонн угля из Кузбасса (в 1,6 раза больше, чем в 2018 году) должно в 2025 году идти на экспорт в восточном направлении, 148,9 млн тонн (рост в 1,5 раза) — в западном. Всего из Кузбасса на восток должно уйти 132,4 млн тонн экспортных грузов. Это значительно превышае расчеты в проекте модернизации БАМа и Транссиба. По нему из региона к 2025 году будет вывозиться лишь 77,5 млн тонн угля. По проекту долгосрочной программы развития ОАО РЖД до 2025 года, инвестиции в Восточный полигон увеличат его провозную способность на 146,5 млн тонн в год к уровню 2017 года, а расширение БАМа и Транссиба позволит вывозить через Дальний Восток 189,2 млн тонн грузов.
Но за пределами Кузбасса также есть грузоотправители, чьи активы должны выйти на проектную мощность до 2025 года и которые ориентируются на восточный экспорт. 15 млн тонн угля к 2024 году должно идти с тувинского Элегеста ТЭПК Руслана Байсарова (под них по концессии строится дорога Кызыл—Курагино), еще 13,4 млн тонн — с Эльгинского месторождения «Мечела», масштабные планы у «Колмара» (22 млн тонн), который строит новые мощности.