Кузбасс хочет отодвинуть Хакасию от «угольного рая» и прибыли?

Дата публикации: 30 июля 2018 года в 16:42.
Категория: Экономика.

В конце августа в Кемерово пройдет заседание президентской комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса, на которой одной из ключевых тем, по информации отечественных СМИ, будет развитие в нашей стране угольной отрасли. Предположительно, участники заседания обсудят ряд мер по улучшению логистики, позволяющей резко увеличить объемы угля на экспорт.

Газета «Коммерсант» при этом утверждает, что на заседании либо сразу после него между ОАО «РЖД», властями Кемеровской области и кузбасскими угледобывающими компаниями будет подписано соглашение о резком, буквально кратном росте объемов добычи угля и транспортировке его в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. И, если такое случится, уже к 2025 году поставки угля из Кузбасса фактически закроют провозные мощности Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. На восток регион намерен направлять 126 млн тонн угля при общей провозной способности магистралей в 185 млн тонн.

Тут возникает вполне себе логичный вопрос: что делать другим угледобывающим регионам нашей страны, включая, прежде всего, Хакасию, наращивающую объемы добычи угля и также не раз заявлявшую, что экспорт этого угля в соседние страны – одна из важных экономических составляющих нашего региона? В общем, не пора ли властям Хакасии вмешаться в этот странный, чуть ли не за их спиной происходящий процесс?

Итак, как утверждается, в повестке заседания президентской комиссии по развитию ТЭКа, намеченной на 27 августа, пока четыре вопроса. Но первым в документе стоит пункт «О логистическом обеспечении повышения рыночной доли российского угля на экспортных рынках».

Кое-что известно и о возможно будущем подписании соглашения между ОАО РЖД, Кемеровской областью и промышленниками Кузбасса. Это более сорока компаний, в основном угольных, которые бы хотели в 2018–2025 годах резко увеличить добычу угля и поставку его на экспорт. В свою очередь, РЖД обещает построить или реконструировать пути из Кузбасса к дальневосточным и иным портам для «беспрепятственного пропуска» растущих в 2018–2025 годах объемов экспорта из региона.

Как следует из приложений к проекту, объемы погрузки кузнецкого угля должны вырасти с 268,7 млн тонн в 2018 году до 394,6 млн тонн в 2025 году, промышленных грузов в целом — с 300,7 млн тонн до 430,9 млн тонн соответственно. Увеличится и экспорт: 126,5 млн тонн угля из Кузбасса (в 1,6 раза больше, чем в 2018 году) должно в 2025 году идти на экспорт в восточном направлении, 148,9 млн тонн (рост в 1,5 раза) — в западном. Всего из Кузбасса на восток должно уйти 132,4 млн тонн экспортных грузов. Это значительно превышае расчеты в проекте модернизации БАМа и Транссиба. По нему из региона к 2025 году будет вывозиться лишь 77,5 млн тонн угля. По проекту долгосрочной программы развития ОАО РЖД до 2025 года, инвестиции в Восточный полигон увеличат его провозную способность на 146,5 млн тонн в год к уровню 2017 года, а расширение БАМа и Транссиба позволит вывозить через Дальний Восток 189,2 млн тонн грузов.

Но за пределами Кузбасса также есть грузоотправители, чьи активы должны выйти на проектную мощность до 2025 года и которые ориентируются на восточный экспорт. 15 млн тонн угля к 2024 году должно идти с тувинского Элегеста ТЭПК Руслана Байсарова (под них по концессии строится дорога Кызыл—Курагино), еще 13,4 млн тонн — с Эльгинского месторождения «Мечела», масштабные планы у «Колмара» (22 млн тонн), который строит новые мощности.

 

Новости по теме