Индия решила закупать в России по 40 млн тонн угля в год
Дата публикации: 26 августа 2020 года в 18:24.
Категория: Экономика.
Минэнерго России уже обратился к премьеру Михаилу Мишустину за господдержкой для расширения пропускной способности грузового порта Тамань в Краснодарском крае. Это позволит существенно, с $14 до $8 на тонне, сэкономить транспортные издержки по доставке российского угля в Индию, сообщает сайт Института международных политических и экономических стратегий «РусСтрат».
Однако прежде чем радостно хлопать пробками шампанского, стоит задуматься о реальной долгосрочности теоретически складывающихся перспектив.
С одной стороны, предложение заманчивое. Особенно в свете общей стагнации традиционных угольных рынков Европы. По словам министра энергетики Александра Новака, из-за эпидемии коронавируса, по итогам текущего года, угольный экспорт РФ может недосчитаться около 10-22% выручки.
Восстановление спроса, во-первых, начнется не раньше 2021 года. Во-вторых, пойдет далеко не ударными темпами. Особенно учитывая стремление Брюсселя воспользоваться кризисом для активизации перевода промышленности «в зеленый сектор». Аппетиты индусов тут оказываются как раз в тему.
Но в то же время следует учесть долгосрочную мировую конъюнктуру. Индия в год потребляет 71 млн тонн угля, в том числе 51 млн – энергетического, для нужд сталелитейной промышленности. В год этого хватает на выпуск около 106-108 млн тонн стали, из которых примерно 10% уходит на экспорт, прежде всего, в США.
Расширение закупок в России с 1 млн до 40 млн тонн энергетических углей в год (в 40 раз!) означает удвоение выпуска стали, сбыт которой явно представляется проблематичным. О какой-либо масштабной программе индийской индустриализации на сегодня не слышно ничего. Традиционные американский и европейский рынок сбыта постепенно закрываются.
Отсюда напрашивается простой вывод. Для удвоения выпуска стали на мировом рынке места нет. Позицию в общем рейтинге экспортеров такой шаг тоже не изменит. Индия занимает прочное второе место после Китая, производящего более 920 млн тонн стали в год. Кстати, признаков попытки увеличить производство в Японии, занимающей третье место (104 млн тонн в год) также не фиксируется.
Следовательно, играют другие факторы. Прежде всего, обострение индо-китайских отношений. Сталелитейная промышленность Индии на 86% зависит от импорта коксующихся углей, в том числе на 24-30% - от его ввоза из КНР. Учитывая складывающуюся обстановку, а также попытки США по превращению Индии в противовес Китаю, власти страны явно захотели снизить свою угольную зависимость от ключевого геополитического противника.
Отсюда и столь громкие заявки. Расширить закупки «в альтернативном источнике» с $450 млн сразу до $4,5 млрд в год. И далее с перспективой удвоения цифры к 2030-2035 году, когда выпуск стали в Индии обещается довести аж до 300 млн тонн в год.
Учитывая реалии, достижимость такой планки остается под большим сомнением. А значит и перспектива для России получить долгосрочный огромный рынок угля – тоже. Потому не стоит спешить вкладываться в революционное расширение мощности порта. Как, впрочем, нет оснований ожидать, что происходящее является предвестником какого-то большого конфликта Индии с Китаем. По крайней мере – не сейчас точно. А вот замену Китая на Индию для США - это может означать вполне. Соответственно, конфликт по линии Вашингтон-Пекин будет углубляться.