Сомнительные напитки до сих пор продаются в Хакасии и на юге Красноярского края

Дата публикации: 25 января 2021 года в 10:01.
Категория: Общество.

В августе 2019 года были представлены итоги исследований питьевой воды и безалкогольных напитков, проведенных в рамках партпроекта «Единой России» «Народный контроль». Согласно им некоторые производители указывали на этикетках недостоверную информацию и обманывали потребителей. Изменилась ли ситуация более чем за год?

Чтобы ответить на этот вопрос, в декабре 2020 года представители партии снова обратились в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» с просьбой провести новую проверку напитков, имеющихся на прилавках магазинов Хакасии и юга Красноярского края. 

Для лабораторной проверки были приобретены те же напитки, что и в 2019 году: «Лимонад» и «Тархун» от ООО «Минусинский пивоваренный завод»; АО «Аян»; ООО «Завод минеральной воды и безалкогольных напитков»; ООО «Альпина». А также — бутилированная питьевая вода этих производителей. В исследование были включена также вода “Vulcanica” производства ИП Коротких. Дополнительно в исследование включили напитки «Морс черная смородина» и «Морс клюквенно-брусничный» от ООО «Альпина». С последних мы и начнем. 

Ягод в морсе по-прежнему нет 

Как и в 2019 году, вопросы у экспертов возникли к напиткам «Морс клюквенно-брусничный» и «Морс черная смородина», производства ООО «Альпина». Причем вопросы начались с самого названия. Дело в том, что «морсом» по существующему техническому регламенту, называться может только то, что изготовлено из ягод. При этом фактически производитель сообщает лишь о концентрированном яблочном соке. То есть, название не соответствует требованиям техрегламента в части маркировки пищевой продукции, поскольку название должно достоверно ее характеризовать. А значит, оно вводит потребителя в заблуждение.

Ягоды в напитке присутствуют только в качестве ароматизаторов. Что же касается красителя, то как и в 2019 году, на этикетке указан «сахарный колер». Хотя, как уже известно, он дает окраску от бледно-желтой до коричневой. Откуда красный цвет у морса — остается загадкой вот уже второй год подряд. 

Непонятна ситуация и с сахаром. Производитель указывает на этикетке его содержание: 7,6 грамм на 100 мл. Данные лабораторных исследований показали только 3,5% (т.е. примерно 3,5 грамма на 100 мл). В письме за подписью главного врача «Центра гигиены и эпидемиологии в РХ» В.Е.Курганова, указано: «фактически установлено, что содержание углеводов, заявленное на маркировке, превышает полученный в ходе лабораторных исследований результат в 2,2 раза, что может свидетельствовать о возможном применении подсластителей\сахарозаменителей при отсутствии их указания в составе на маркировке». Поскольку сладость этих напитков хорошо известна потребителям, значит, эксперты правы — есть некий подсластитель. Какой именно? Это остается тайной. Производитель пишет, что напитки «изготовлены из натурального сырья, не содержат подсластителей и искусственных красителей». То есть, отрицает очевидное? А как насчет предупреждений для аллергиков, которым просто опасно пить невесть что?

Но самое печальное — то, что более чем за год политика производителя не изменилась. Хотя достаточно было бы просто изменить информацию на этикетке и позволить покупателю самому сделать выбор. Или дело в том, что надпись «напиток из дешевых подсластителей и красной краски с ягодным ароматизатором и яблочным концентратом» звучит очень уж непритязательно? Лучше дальше обманывать потребителя?

Разнообразие «Лимонадов» и «Тархунов» 

По идее, напитки, имеющие одинаковое название, должны изготавливаться по одним технологиям. Но идеи с реальностью имеют мало общего. Скучнее всего с газировкой от АО«АЯН». На этикетке указано содержание сахара — 10,3%. Именно столько сухих веществ обнаружили в лаборатории. Ароматизаторы указаны соответствующие: «Лимонад» в первом случае и комбинация «Пряный тип Тархун» и «Еврованилин» - во втором.

«Содержание углеводов, заявленное на маркировке, соотвествует полученному результату массовой доли сухих веществ, что свидетельствует о достоверности состава напитка...», - говорится, в частности, в заключении «Центра гигиены и эпидемиологии в РХ». Даже скучно. 

Повеселее с «Лимонадом» и «Тархуном» от ООО «Минусинский пивоваренный завод». Эти напитки, при неумеренном употреблении, могут оказать слабительное действие — из-за имеющегося подсластителя. Об этом, как и точном наименовании подсластителя, пивовары умолчали, ограничившись упоминанием торговой марки «свит 100». На деле это смесь веществ Е950 (ацесульфам) и Е955 (сукралоза). Производителя можно понять: кто купит газировку, которую рекомендуется употреблять рядом с туалетом во избежание кишечных послаблений? Но опять-таки, непонятно: то ли покупателей не уважают, то ли сахара жалеют. А ведь в 2019 году производителю уже указывали на неточности в описании. Но ничего не изменилось. 

Отдадим должное следующему производителю: ООО «Завод минеральной воды и безалкогольных напитков» указывает на этикетках к «Лимонаду» и «Тархуну» все подробности, от конкретных наименований подсластителей до неприятностей, которыми грозит их чрезмерное употребление. Пить или не пить — дело покупателей. Но их, по крайней мере, честно предупредили. 

Веселье начинается, когда речь заходит о «Тархуне» и «Лимнаде» от ООО «Альпина». Тут производитель побил рекорд с псевдо-морсами: на этикетке указано содержание сахара в 10% для «Лимонада» и 11,2% для «Тархуна». В лаборатории удалось найти аж 3%-3,5%, то есть «ошибочка» почти в три раза. Видимо, по принципу «пиши больше — цифр не жалко». Впрочем, сладость не страдает: что не доложили — компенсируют подсластителем. Каким — скорее всего, как и в «морсе». Поскольку информация скрыта от потребителя, предположить можно что угодно. Ну а на сайте производитель пишет, что все с напитками в порядке — нет ни искусственных красителей ни подсластителей. Кстати, за счет чего достигнут зеленый цвет «Тархуна» в этом случае - науке тоже неизвестно. Предположительно это тартразин. Но тогда следует не просто указать его наличие в составе, но и отметить, что вещество может отрицательно влиять на активность и внимание детей. 

Не без сожаления отметим, что эти же замечания были к производителю в 2019 году. Никаких ответных действий предпринято не было, несоответствия до сих пор не устранены.

Вода — основа жизни 

По мнению японского исследователя Масару Эмото, вода еще и способна накапливать и передавать информацию о человеке и его настроении. Если эта теория верна, то тем более важно, какую воду мы пьем. И речь — не только о ее химическом составе, но и об отношении производителя к покупателям. Тот, кто лукавит, как с газировкой — вряд ли поможет нам сохранить здоровье и бодрость духа... Но достаточно лирики. 

Посмотрим на результаты исследования воды «AQUA TIME», производства ООО «Альпина». И начнем с важной характеристики — концентрации ионов. Все данные указаны с расплывчатой формулировкой «не более». Точно так же поступал производитель в 2019 году. А что по факту? Минерализация воды — менее 50 мг\л, по факту — 12 мг\л. Это уже — несоответствие Единым санитано-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза. Общепринятые нормы требуют соблюсти минерализацию в пределах 50-1000 мг\л. 

То есть, «AQUA TIME», по сути — дистиллированная вода, пригодная, например, для того, чтобы разбавить кислоту в аккумуляторах. Или промыть радиатор автомобиля перед тем, как заливать новый тосол. Добиться такого состава можно после серьезной очистки, например, методом обратного осмоса. Что, кстати, уже отметает надпись на этикетке, обещающую нам артезианскую воду. Если попить ее иногда — ничего плохого не случится. А вот что касается длительного употребления — тут уже вопрос. Дело в том, что в «AQUA TIME» практически отсутствуют ионы кальция. Поэтому она может способствовать выведению его из костной ткани. А это — проблемы с зубами, ломкость ногтей и костей. Чего еще практически нет в этой воде? Магния, а также солей калия и натрия. В будущем это сулит заболевания нервной системы и органов кровообращения, проблемы с кожей и другие неприятности. Словом, насчет «артезианской» и «природной» производитель, мягко говоря, погорячился. Тут, скорее подходит название «опресненная вода», вроде той, которой утолял жажду несчастный кочегар из старого романса «Раскинулось море широко». 

Разнообразит список проверенных напитков питьевая вода «Лель», производства АО «Аян». Здесь все просто и скучно: состав соответствует указанному на этикетке, в том числе — по содержанию ионов. Что, кстати подтверждают и федеральные данные: «Лель» - единственная питьевая вода из Хакасии, не только прошедшая проверку Роскачества, но и получившая высшую оценку — пять звезд по всем основным показателям. Для сравнения: хорошо известная во всей стране «Aqua minerale» по той же системе оценки получила только три звезды. Но мы отвлеклись. Есть ведь еще и продукция из Минусинского района. 

И тут мы встречаем якобы элитный продукт — воду «Vulcanica», произведенную ИП Коротких. Она выделяется ценой: на момент покупки стоила 80 рублей за бутылку 850 мл. Впору считать, что состоит она из росы, собранной юными феями на рассвете. Возможно, так и есть, поскольку точные данные о химическом составе на этикетке не указаны. Место производства также не определить — нет конкретного адреса: улицы, дома, участка и т. д. Видимо, чтобы фей не тревожили… 

А что химический анализ? Протокол лабораторных исследований, проведенных в «Центре гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» дает однозначный ответ: «...образец не соответствует требованиям ТР ЕАЭС 044\2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Причина — в недостоверной информации, указанной производителем. 

Надеемся, что все упомянутые производители, наконец, услышат требования и хотя бы внесут изменения в описание товара. А пока обычным гражданам остается внимательно читать этикетки и «голосовать кошельком».

Новости по теме